Приложение 5
Рекомендуемое
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ КОНСТРУКЦИИ ЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД
Такие параметры конструкции жестких дорожных одежд, как эквивалентный модуль упругости основания под покрытием, толщина покрытия, модуль упругости и прочность бетона, а также коэффициенты вариации по этим параметрам, могут дополнительно контролироваться с помощью замеров прогибов нагруженных углов плит или замеров кривизны изгиба плит под колесной нагрузкой в точках контроля. Прогиб угла плит определяется с помощью консольного прогибомера, опирающегося на обочину кривизна изгиба плиты - с помощью трехточечных прогибомеров, устанавливаемых возле колес нагружения или между ними (рис. П. 5.1). Первый отсчет снимают, когда нагрузка находится в точке контроля, второй - после съезда нагрузки с этой точки за пределы зоны прогиба т.е. на 4 - 6 м.
Эквивалентный модуль упругости (МПа) основания определяют по формуле
, (1)
где Р - нагрузка на колесную опору, Н; w - прогиб угла плиты, mст - коэффициент, учитывающий влияние стыков; если стыки работают, то mст = 0,7, если нет, то mст = 1,0.
Определение Ео должно проводиться до начала временной эксплуатации покрытия, т. е. до появления под углами плит пластических деформаций основания.
Толщину покрытия h (см) определяют по формуле
, (2)
где h1 - толщина плиты в базовых (3 - 6) точках, аналогичных точкам контроля по условиям работы, см; f1 - стрела изгиба в базовых точках от той же нагрузки, что и в контрольных точках; f -стрела изгиба плиты в контрольной точке.
Если толщина покрытия в базовых точках неизвестна, то толщина плиты в контрольных точках с достаточной для определения коэффициента вариации точностью определяется по следующим формулам:
для центра плиты
; (3)
для края плиты
, (4)
где lпp - длина трехточечного прогибомера.
Величину Е можно определить из прочности бетона по формуле
, (5)
вытекающей из табличных данных СНиП 2.06.08-85.
Если толщину покрытия в контрольных точках можно определить параллельно непосредственным замером, то появляется возможность:
а) при известных значениях f1, h1, Rpи1, f, h определить прочность бетона на растяжение при изгибе относительно известной прочности Rpи1 в базовых точках:
, (6)
Рис. П. 5.1. Расположение колесной нагрузки трехточечных прогибомеров (1, 2 и, как вариант, 3) - при определении эквивалентного модуля упругости основания (А), толщины покрытия (Б); индикатор прогибомера (4); направление съезда автомобиля с точки испытания
б) при известных значениях f1, h1, Rи, f, h определить прочность бетона на сжатие:
(7)
Если известно E1, то
. (8)
При определении коэффициентов вариации можно применять вероятные или усредненные значения Rpи1, h1 и E1.