ВСН 197-91 ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД - Расчет основания

Содержание материала

     

Расчет основания

3.28. Критерием устойчивости основания является устойчивость его по сдвигу и отсутствие недопустимых деформаций под торцами плит к концу расчетного срока службы. Для дорог I - III категорий величину предельно допустимых деформаций или высоту уступов между плитами в поперечных швах устанавливают равной 0,3 см.

Толщину дорожной одежды в целом определяют также из условия обеспечения отвода влаги из основания и из расчета на морозное пучение.

3.29. Устойчивость основания по сдвигу допускается оценивать по двум вариантам.

При расчете на формирование в результате накопления остаточных деформаций в основании к концу срока службы дорожной одежды уступов между плитами высотой не более 0,3 см устойчивость считают обеспеченной при условии qрасч ³ qдоп.

3.29.1. Расчетное давление qрасч (МПа) на основание при нагружении обоих углов плиты у поперечного шва (длина плиты более 15h) можно определить по формуле

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд; Р в кН; ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд в см, (53)

где mст - коэффициент, учитывающий влияние стыкового соединения; если стык работает, то mст = 0,7, если нет, то mст = 1,0.

Значения Lтх и Lту не должны превышать соответственно 2А и 2В. Если под плитой основание толщиной ho укрепленное, то проверку на сдвиг проводят на глубине ho, a Lтх и Lту увеличивают на 3ho; при этом Lту £ 2В + 4ho и Lтх £ 2A + 2ho.

На подошве слоя песка толщиной hп значения Lтх и Lту увеличивают на 0,7hп.

При применении подшовных подкладок Lтх £ 2A + 0,5lп, где lп - размер подшовной подкладки вдоль покрытия для поперечных швов и поперек покрытия для продольных швов и краев.

Расчетное давление qрасч (МПа) на основание составляет:

для плит длиной (8 ¸ 15h)

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд, (54)

для плит длиной менее 8h

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд, (55)

где Q - вес плиты, кН; Р в кН; А, В, а, в - в см.

3.29.2. Допустимое давление qдоп (МПа) на основание

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд, (56)

где m - коэффициент, учитывающий условия работы; m = 1,3; Кн - коэффициент надежности; Кн = 1,1; А1, А2 и А3 - безразмерные коэффициенты, зависящие от угла внутреннего трения грунта, принимаемые по табл. 8; ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд - удельный вес грунта, тс/м3; hв.с - толщина выравнивающего слоя; С - удельное сцепление грунта основания (см. обязательное приложение 2), МПа; nj, nди и nс - коэффициенты, учитывающие размеры площадки нагружения:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд; ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд; ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд; (57)

Lх(у), h, ho, hв.с принимаются в м; ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд.

Таблица 8

Угол внутреннего трения грунта j,

Безразмерные коэффициенты

град

А1

A2

А3

4

0,06

1,25

3,51

8

0,10

1,39

3,71

10

0,18

1,73

4,17

24

0,72

3,87

6,45

26

0,84

4,37

6,90

28

0,98

4,93

7,40

30

1,15

5,59

7,95

32

1,34

6,35

8,55

34

1,55

7,21

9,21

36

1,81

8,25

9,98

38

2,11

9,44

10,80

40

2,46

10,84

11,74,

3.29.3. Высота накапливаемых wуст (см) между плитами

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд, (58)

где Р в кН; Lту в см; Ео в МПа; Кд - коэффициент, учитывающий влияние виброползучести при динамическом нагружении подвижной колесной нагрузкой;

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд; (59)

Код - то же, для основания толщиной hoo по табл. 9; ho - проектная, т. е. предварительно назначенная толщина слоя укрепленного основания; Кq - коэффициент, учитывающий влияние нагруженности основания по сдвигу;

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд; (60)

Из формулы (58) получаем:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд, (61)

где wдоп в см.

Величину ho назначают предварительно, а затем для определения Lту уточняют исходя из условия Етро £ Ео. Ео для назначенной толщины основания определяют как эквивалентный модуль упругости по обязательному приложению 2.

Подшовные подкладки, применяемые для укрепления песчаных оснований, должны выдерживать на песчаном основании на изгиб (при приложении нагрузки через полосу шириной 10 см, размещенную в центре подкладки) нагрузку, равную 0,5Р.

Подшовные подкладки следует располагать на такой высоте, чтобы после прикатки покрытия несколькими проходами крана по сборному покрытию подкладки находились заподлицо с поверхностью основания.

При использовании в основании некондиционных сборных плит вначале определяют их конструктивные и прочностные характеристики по тем группам, на которые они были предварительно рассортированы. Расчет этих плит проводится с учетом увеличения размеров (а и в) площадки нагружения на половину толщины верхнего асфальтобетонного слоя. При необходимости под плитами можно применять укрепленный нижний слой основания, толщина которого определяется расчетом.

Таблица 9

Основание

Толщина основания hоо,

Материал выравнивающего

Значение К, когда стыки

 

см

слоя

не работают

работают

Песчаное

¾

Песок

5,7**

1,6**

 

-

СНМ

2-3*/**

1,3**

 

-

Подшовные подкладки

2-3*

1,2-1,5*

Песчано-гравийное

20

Песок

2,0

1,2

 

20

Цементопесчаная смесь

1,2

1,0

Цементогрунтовое

16

Песок

1,5

1,1

 

16

Цементопесчаная смесь

1,1

1,0

Нефтегрунтовое

20

Нефтегрунт

2,2

1,3

 

20

СНМ

1,8

1.2

Нефтецементогрунтовое

20

Нефтегрунт

1,2

1,1

Грунтовое с добавкой отработанных буровых растворов

20

СНМ

1,1

1,0

* Меньшее значение - для более сухого грунта земляного полотна, уплотненного в летнее время.

** Для песчаных оснований из однозернистых (барханных) песков.

Значение Код при отсутствии стыков увеличивают в 1,3 раза, а при наличии - в 2 раза.

3.30. При расчете на работу конструкции в упругой стадии при заданном уровне надежности устойчивость основания считается обеспеченной при условии:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд,

где Такт и Тдоп - активные и допустимые напряжения сдвига, определяемые по Инструкции по проектированию дорожных одежд нежесткого типа с учетом того, что в зоне швов покрытия расчетный модуль упругости Еpacч бетонного покрытия назначают по табл. 10;

Таблица 10

Класс бетона на растяжение при изгибе

Вв4,4

Вв4,0

Вв3,6

Вв3,2

Вв2,8

Вв2,4

Вв1,6

Вв1,2

Ерасч, МПа

1770

1600

1600

1520

1420

1310

930

780

Кпр - коэффициент прочности по табл. 5.