ВСН 197-91 ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД - Примеры расчета Приложение 3

Содержание материала

      

Приложение 3

ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА

Пример 1

Требуется запроектировать дорожную одежду с цементобетонным монолитным покрытием на магистральной дороге общегосударственного значения.

Исходные данные:

ширина проезжей части для движения в одном направлении - 7,5 м;

ширина земляного полотна (с учетом обочин) - 15 м;

расчетный срок службы покрытия - 25 лет;

расчетная нагрузка на дорожную одежду Рк = 50 кН;

давление в шинах - 0,6 МПа;

интенсивность движения ед/сут в первый год службы характеризуется следующими данными:

ГАЗ-53А ............. 1080

ЗИЛ-180 ............... 950

МАЗ-500А ......... 1040

КамАЗ-5511 ........ 900

Икарус-250 ......... 500

показатель ежегодного роста интенсивности движения q = 1,05;

дорожно-климатическая зона - II-1;

схема увлажнения рабочего слоя - 2;

грунт земляного полотна - суглинок легкий пылеватый;

глубина промерзания - 1,5 м;

глубина залегания уровня грунтовых вод - 1,8 м;

коэффициент фильтрации дренирующего материала (песка) Кф = 3 м/сут;

материал покрытия - бетон класса Вв 4,4;

материал основания - песок, укрепленный цементом, нижний слой - песок среднезернистый;

расчетная влажность грунта Wр = 0,85 Wт;

Назначение расчетных характеристик грунтов и материалов дорожных одежд

Для проведения расчетов назначаем следующие показатели:

1) требуемый уровень надежности и соответствующий ему коэффициент прочности по табл. 5 Норм:

для вычисленной ниже интенсивности движения (1458 ед/сут) вероятность предельного состояния уровень (надежности) 0,95; коэффициент прочности Кпр = 1,00;

2) расчетный модуль упругости грунта по табл. П. 2.6:

для суглинка легкого пылеватого при Wр = 0,85 Wт Егр = 27 МПа;

3) расчетные характеристики сопротивления грунта сдвигу по табл. П. 2.6:

для суглинка легкого пылеватого jгр = 11°; Сгр = 0,008 МПа:

4) коэффициенты А1, А2 и А3, учитывающие сопротивление грунта сдвигу по табл. 8 Норм:

при j = 11° А1 = 0,2; А2 = 1,9; А3 = 4,4;

5) плотность грунта j = 1,9 т/м3;

6) модуль упругости материала верхнего слоя основания (песок, укрепленный цементом) по табл. П. 2.7:

для песков (кроме мелких пылеватых и одноразмерных), укрепленных. цементом, 1 класса прочности (Rс7,5) Eц/гp = 600 МПа;

7) модуль упругости песчаного слоя основания по табл. П. 2.5

для песка среднезернистого Еп = 120 МПа;

8) характеристики сопротивления сдвигу песчаного слоя по табл. П. 2.8:

угол внутреннего трения jп = 40°, сцепление С = 0,006 МПа;

9) коэффициент Код виброползучести материала основания по табл. 10 Норм:

для цементогрунта на песке (ho = 16 см) Код = 1,5, когда стыки не работают; Код = 1,1, когда стыки работают;

10) коэффициент виброползучести песка Код по табл. 9 Норм:

для песчаного основания Кодп = 5,7, когда стыки не работают; Кодп = 1,6, когда стыки работают;

11) модуль упругости и сопротивление растяжению при изгибе бетона по табл. П. 1.4:

для бетона класса Bв 4,4 Rpи 55, Е = 36000 МПа;

12) характеристики для расчета конструкций на морозоустойчивость:

а) допустимое морозное поднятие одежды:

для цементобетонных покрытий с условиями эксплуатации по 1-й расчетной схеме допустимая величина общего приподнятия от выпучивания 3 см;

б) климатический показатель ао по ВСН 46-83 (рис. 4.4) ао = 90 см2 (сут г. Тверь);

в) показатель пучинистости грунта В¢ по ВСН 46-83 (табл. 4.2):

для суглинка тяжелого пылеватого В¢ = 4,5 см3/сут.

Определение расчетной интенсивности нагрузки

Так как задана интенсивность движения автомобилей различных марок с нагрузкой на ось Рi, то сначала число воздействий заданных автомобилей приводим к числу воздействия расчетных нагрузок:

1) по формуле (5) Норм находим коэффициент приведения i-го автомобиля с нагрузкой Pi (по ВСН 46-83) к нормативной нагрузке Р = 50 кН:

ГАЗ-53 A ¾ Ki = (28,0/50,0)4,64 = 0,07;

ЗИЛ-130 ¾ Кi = (34,8/50,0)4,64 = 0,19;

МАЗ-500А - Кi = (50,0/50,0)4,64 = 1,0;

КамАЗ-5511 - Кi = l,05 (по ВСН 46-83);

Икарус-250 - Кi = (47,9/50,0)4,64 = 0,82;

2) по табл. 6. Норм для двух полос движения fпол = 0,55;

3) по формуле (4) Норм находим интенсивность движения Nпp, приведенную к расчетной нагрузке:

Nпp = 0,55 (0,07 × 1080 + 0,19 × 950 + 1,0 × 1040 + 1,05 × 900 + 0,82 × 500) = 1458 ед./сут;

4) по формуле (3) определяем расчетную повторность нагружения при Т = 25 лет; nc = 210 сут; q = 1,05:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд.

Определение необходимости проведения расчета конструкции на морозоустойчивость

Так как грунт земляного полотна (суглинок тяжелый пылеватый) является очень пучинистым по ВСН 46-83 (табл. 30); глубина промерзания конструкции 1,5 м, что меньше 0,6 м и толщина дорожной одежды не превышает 2/3 глубины промерзания, то расчет выполняем согласно разделу 4 ВСН 46-83.

По ВСН 46-83 (прил. 9, табл. 32) определяем эквиваленты теплотехнических свойств материалов по отношению к уплотненному щебню:

Ец = 1,03; Ец/гр = 1,00; Eп = 0,98.

Кроме того, для расчета необходимы следующие данные:

z - расчетная глубина промерзания z = 150 см;

z1 - толщина стабильных слоев дорожной одежды z1 = 73 см;

Н - расчетная глубина залегания УГВ Н = 180 см;

В' - комплексная характеристика грунта по степени пучинистости, В¢ = 4,5 см3/сут;

ао - климатический показатель, ао = 90 см2/сут.

Определяем отношения:

z1/z = 73/150 = 0,49; z/Н = 150/180 = 0,83.

По ВСН 46-83 (рис. 4.2) ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд, отсюда ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 2,70 см.

Известно, что конструкция достаточно морозоустойчива, если удовлетворяется условие: (lпуч + lмз) < lдоп,

где lпуч - расчетное (ожидаемое) пучение грунта, земляного полотна; lмз - расчетное пучение морозозащитного слоя; lдоп - допустимое зимнее выпучивание покрытия.

Поскольку для устройства морозозащитного слоя применяется среднезернистый песок, то согласно ВСН 46-83 lмз = 0. Отсюда lпуч + lмз = 2,70 + 0 = 2,70 см < 3,0 см, т. е. условие конструкции на морозоустойчивость выполняется.

Расчет необходимой толщины дренирующего слоя

По формуле (62) Норм находим толщину дренирующего слоя:

hф = 0,1(1 + Lф/Кф).

Согласно исходным данным ширина земляного полотна 15 м, Кф = 3 м/сут. Тогда Lф = 15/2 = 7,5 м и hф = 0,1 (1 + 7,5/3) = 0,35 м. Принимаем толщину дренирующего слоя равной 35 см.

Назначение конструкции дорожной одежды

Назначаем следующую конструкцию дорожной одежды:

покрытие - цементобетон класса Вв 4,4; Е = 360000 МПа;

основание - песок, укрепленный цементом 1 класса прочности (Rс 7,5);

Ео = 600 МПа; ho = l6 см;

нижний слой основания - песок среднезернистый;

Еп = 120 МПа; hn = 35 см.

Конструкции швов принимаем в соответствии с рис. 3 Норм. Согласно п. 2.11 Норм поперечные швы устраивают без штырей, при температуре бетонирования более 10 °С швы расширения в данной конструкции допускается не устраивать.

В соответствии с п. 2.7 Норм lсж = 25 h = 5,5 м.

Определение эквивалентного модуля упругости

1. На уровне дренажного слоя песка:

При Егр = 27 МПа; Еп = 120 МПа; hп = 35 см; Д = 50 см, по формуле (2) прил. 2.

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд см.

По формуле (1) прил. 2.

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд МПа

2. На уровне слоя цементогрунта:

При Ец/гр = 600 МПа; Ео = 51,25 МПа; hцp = 16 см; Д = 50 см.

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд см;

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд МПа.

Определение расчетной прочности бетона

По формуле (2) прил. 1 при Npt = 14613113 циклов нагружения Ку = l,08 ´ ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 0,38.

По формуле (1) прил. 1:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд МПа.

Определение толщины покрытия

1) по формуле (1) Норм определяем расчетную нагрузку

Р = 50 × 1,3 = 65 кН;

2) по формуле (10) определяем радиус отпечатка колеса при qш = 0,6 МПа:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд см;

3) для нескольких значений h определяем: lу - по формуле (11) Норм; Кt - по табл. 7 Норм; sрt - по формуле (9); Ку - по формуле

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд,

Значения указанных величин приведены в табл. П. 3.1.

Таблица П. 3.1

Значение h, см

lу, см

Кt

sрt, МПа

Ку

20

80,71

0,85

2,22

0,42

22

88,78

0,80

2,01

0,38

24

96,85

0,73

1,95

0,37

4) Строим график зависимости Кy = f(h);

с помощью этого графика определяем значение h = 22 см, соответствующее требуемому значению Ку = 0,38.

Расчет по сдвигу в грунте земляного полотна

По табл. 10 Норм находим Ер = 1700 МПа.

Расчет производится в соответствии с п. 3.36 - 3.42 ВСН 46-83:

1) по формуле (3.12)

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд МПа;

2) Еcp/Егр = 701,4/27 = 25,96;

3) ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд

4) по номограмме 3.6 (ВСН 46-83) при j = 11°

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 0,0115;

5) по номограмме 3.7 (ВСН 46-83) при j = 11°

tв = 0,001 МПа;

6) по формуле (3.14)

Тдоп = 0,011506 + 0,001 = 0,0079 МПа;

7) по формуле (3.13)

Тдоп = 0,008 × 0,6 × 0,73 × 1,5 = 0,0053 МПа;

8) Тдоп/Т = 0,0053/0,0079 = 0,67.

Рассчитываем промежуточный слой (песка) из слабосвязного материала на устойчивость против сдвига (по ВСН 46-83):

1) по формуле (3.12)

Еср = (1700 × 22 + 600 × 16)/38 = 1236,8 МПа;

Ер = 1700 МПа, ho = 22 см;

Ец/гр = 600 МПа, ho = 16 см;

Еп = 120 МПа, ho = 35 см;

С = 0,006 МПа, j = 40°;

Егр = 27 МПа;

С = 0,008 МПа, j = 11°;

2) Е1/Е2 = Еср/Есл = 1236,8/120 = 10,31;

3) ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд/Д = 38/33 = l,15;

4) по номограмме рис. 3.5 (ВСН 46-83) при j = 40°;

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд

5) по номограмме рис. 3.7 (ВСН 46-83) при j = 40°

tв = -0,0026 МПа;

6) по формуле (3.14)

Т = 0,014 × 0,6 + (-0,0026) = 0,0058 МПа;

7) по формуле (3.13)

Тдоп = 0,006 × 0,673 × 6,0 = 0,016 МПа;

8) Тдоп = 0,016/0,0058 = 2,76.

Определение ожидаемых пластических деформаций основания под поперечными швами

1. Рассчитываем полудлину и полуширину отпечатка колеса, отнесенного к нейтральной оси плиты по формуле (35) Норм:

а = 0,87R + 0,5h = 27,1 см;

в = l,15R + 0,5h+0,5в1 = 38,5 см;

2. Определяем расчетную длину и ширину эпюр отпора основания:

по формуле (32) Lцх = 2,5lху + а = 253,1 см;

по формуле (33) Lцу = 2,5lцу + в = 264,5 см;

по формуле (34) Lx = 0,7 Lцх = 177,2 cм, Lту =0,7 Lцу = 185,1 см.

3. Вычисляем расчетное давление под углом плиты на уровне низа слоя основания по формуле (53) Норм:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд

4. Определяем коэффициенты, учитывающие площадки нагружения по формуле (57) Норм:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд;

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд;

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд.

5. Рассчитываем допустимые напряжения на уровне низа основания по формуле (56) Норм:

qдоп = 1,3 (0,739 × 0,2 × 1,85 × 1,9 + 2,567 × 1,9 (0,22 + 0,16) l,9 + 1,313 × 4,3 × 0,8)/(1,1 × 100) = 0,101 МПа.

Поскольку qpacч < qдoп условие устойчивости основания против сдвига выполняется.

6. По формуле (60) определяем Kq:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд

7. По формуле (58) при E1о = 85,6 МПа, Npt = 14613113 циклов, Кq = 0,085 и Lту = 158,1 см определяем wуст, если стыки (штыри):

работают (Кq = 1,1 : mст = 0,7):

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд см;

не работают (Кq = 1,5 : mст = 1):

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одеждсм.

Пример 2

Требуется запроектировать дорожную одежду с цементобетонным покрытием на местной дороге.

Исходные данные:

дорога имеет две полосы движения шириной по 3 м;

ширина земляного полотна - 10 м;

расчетный срок службы - 25 лет;

расчетная нагрузка на дорожную одежду Рк = 50 кН;

общая суточная интенсивность движения расчетной нагрузки по проектируемой дороге на конец срока ее службы - 500 ед/сут различных марок на полосу;

схема увлажнения рабочего слоя - 1;

грунт земляного полотна - супесь легкая;

расчетная влажность Wp = 0,60Wт;

глубина промерзания - 0,5 м;

дорожно-климатическая зона - IV;

материал для покрытия - бетон класса Вв 3,6;

материал основания - песок среднезернистый: коэффициент фильтрации - 6 м/сут.

Назначение расчетных характеристик грунтов и материалов дорожной одежды.

Для проведения расчетов назначаем следующие показатели:

1) требуемый уровень надежности и соответствующий ему коэффициент прочности по табл. 5 Норм:

для заданной интенсивности движения уровень надежности 0,80; Кпр = 0,87;

2) расчетный модуль упругости грунта по табл. П. 2.6 для супеси легкой при Wp = 0,60Wт, Егр = 56 МПа;

3) расчетные характеристики сопротивления грунта сдвигу по табл. П. 2.6 для супеси легкой jгр = 36°, Сгр = 0,014 МПа;

4) коэффициенты А1, A2, А3, сопротивления сдвигу по табл. 8 Норм:

при j = 36° A1 = 1,81, А2 = 8,25, А3 = 9,98;

при j = 40° A1 = 2,46, А2 = 10,84, А3 = 11,74;

5) плотность грунта у = 1,9 т/м;

6) модуль упругости материала верхнего слоя основания (песок среднезернистый) по табл. П. 2.5.

Еп = 120 МПа.

7) характеристики сопротивления сдвигу песчаного слоя по табл. П. 2.8: угол внутреннего трения jп = 40°, сцепление С = 0,006 МПа;

8) модуль упругости и сопротивление растяжению при изгибе бетона по табл. П. 1.4: для бетона класса Bв 3,6 марки Rри 4,5 Е = 32000 МПа;

9) по табл. 9 Норм коэффициент Код виброползучести материала основания: для песчаного основания Код = 5,7, когда стыки не работают, Код = 1,6, когда они работают.

Определение расчетной повторности нагружения

Так как общая интенсивность движения расчетной нагрузки на полосу на конец срока ее службы - 500 ед./сут, находим интенсивность движения в первый год:

Nо = 500/(1‑0,05)25 = 148 ед./сут.

по формуле (3) определяем расчетную повторность нагружения:

Npt = 0,2×148 ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд210 = 296690.

Определение необходимости проведения расчета конструкции на морозоустойчивость

Глубина промерзания конструкции 0,5 м, что меньше 0,6 м, поэтому расчет дорожной одежды на морозоустойчивость не производится.

Расчет необходимой толщины дренирующего слоя.

По формуле (62) Норм находим толщину дренирующего слоя:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд(1+ Lф/Кф).

Согласно исходным данным ширина земляного полотна 10 м

Lф = 10/2 = 5 м; Кф = 6 м/сут, тогда hф = 0,1(1 + 5/6) = 0,18 м.

Принимаем толщину дренирующего слоя равной 20 см.

Назначение конструкции дорожной одежды

Назначаем следующую конструкцию дорожной одежды:

покрытие - цементобетон класса Вв 3,6; Eб = 32000 МПа;

основание - песок среднезернистый; Eп = 120 МПа; hп = 30 см.

Определение эквивалентного модуля упругости на поверхности основания

По формуле (2) прил. 2 при hп = 20 см; Eп = 120 МПа; Eгр = 56 МПа рассчитываем hэ:

hэ = 2 × 20 ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 28,4 см.

По формуле (1) прил. 2 при Д = 50 см определяем ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 66,7 МПа.

Определение расчетной прочности бетона

По формуле (2) прил. 1 при Npt = 296690 находим Ky = 1,08 ´ 296690-0б063 = 0,49.

По формуле (1) прил 1 при Кнп = 1,2 и Ку = 0,47 определяем

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 3,6 × 1,2 × 0,47 = 2,03 МПа.

Определение толщины покрытия

Для нескольких толщин h покрытия определяем: lу - по формуле (11), sрt - по формуле (9), Кt - по табл. 7, Ку - по формуле Ку = ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд, значения которых приведены в табл. П.3.2.

Строим график зависимости Ку = f(h), с помощью которого находим значение h = 18,5 см, соответствующее требуемому Ку = 0,49.

По формуле (1) Норм определяем расчетную нагрузку:

р = 50×1,3 = 65кН.

Таблица П.3.2

Значения /1, см

;„, см

<}„(. МПа

 

Ky

.14

59,25

3,46

0,95

0,70

16

67,71

2,87

0,94

0,58

18

76,18

2,54

0,89

0,51

20

84,64

2,30

0,84

0,46

24

101,57

2,05

0,71

0,41

По формуле (10) Норм находим радиус отпечатка колеса при qш = = 0,6 МПа:

R = ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 18,6 см.

Расчет по сдвигу в грунте земляного полотна По табл. 10 Норм находим Ер = 1600 МПа.

Расчет производим в соответствии с пп. 3.36 - 3.42 ВСН 46-83:

1) по формуле (3.12)

Еср = (18,5×1600+20×120)/38,5 = 831 МПа;

Ep = 1600 МПа, ho = 18,5 см;

Е = 120 МПа, ho = 20 см;

j = 40°, С = 0,006 МПа;

Егр = 56 МПа;

j =36°, С = 0,014 МПа,

2) Е/Е = 831/56 = 14,8;

3) ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 38,5/33 = 1,17;

4) по номограмме рис. 3.5 (ВСН 46-83) при j = 36°, ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 0,013;

5) по номограмме рис. 3.7 (ВСН 46-83) при j = 36°, ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = ‑0,002 МПа;

6) по формуле (3.14) Т = 0,013×0,6 ‑ 0,002 = 0,0058 МПа;

7) по формуле (3.13) Тдоп = 0,014×0,6×1,25×1,5 = 0,016 МПа;

8) Тдоп/Т = 0,016/0,0058 = 2,76.

Расчет промежуточного слоя (песка) из слабосвязного материала на устойчивость против сдвига

1) Еср = Ер = 1600 МПа;

2) Е1/ Е2 = Еср/ Есл = 1600/120 = 13,33;

3) ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 18,5/33 = 0,56;

4) по номограмме рис. 3.5 (ВСН 46-83) при j = 40°, ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 0,032;

5) по номограмме рис. 3.7 (ВСН 46-83) при j = 40°, ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд= ‑0,0013 МПа;

6) по формуле (3.14) Т = 0,032×0,6 ‑ 0,0013 = 0,0179 МПа;

7) по формуле (3.13) Тдоп = 0,006×0,6×1,25×6,0 = 0,027 МПа;

8) Тдоп/Т = 0,027/0,0179 = 1,51.

Определение ожидаемых пластических деформаций основания под поперечными швами (расчет уступов)

1. Определяем полудлину и полуширину отпечатка колеса, отнесенного к нейтральной оси плиты, по формулам (35) Норм:

a = 0,87R +0,5h = = 25,3см;

в = 1,15R +0,5h = 36,7см.

2. Находим расчетную длину и ширину эпюр отпора основания: по формуле (32)

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд + 26,3 = 224,6 см;

по формуле (33)

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд + 36,7 = 236,0 см;

по формулам (34)

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 157,2 см; ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 162,2 см.

3. Определяем расчетное давление на основание по формуле (53) Норм:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 0,048 МПа.

4. Рассчитываем коэффициенты, учитывающие размеры площадки нагружения по формуле (57) Норм:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд;

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд;

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд.

5. Определяем допустимые напряжения на поверхности песчаного основания по формуле (56) Норм

qдоп = 1,3(0,737×1,81×1,652×1,9+2,576×8,25 (0,185+0,2)×1,9+

+ 1,315×9,98×0,6)/(1,1×100) = 0,326 МПа.

Поскольку qрасч < qдoп, условие устойчивости основания против сдвига выполняется.

6. Определяем допустимые напряжения на поверхности грунта земляного полотна (т.е. под слоем песка толщиной 20 см);

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 157,2 + 14 = 171,2 см;

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 165,2 + 14 = 179,1 см;

qрасч = 0,0405 МПа;

qдoп = ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд (0,734×1,81×1,683×1,9+2,59×8,25 (0,17+0,2)×1,9+

+ 1,32×9,98×1,4) = 0,432 МПа.

Условие устойчивости против сдвига выполняется.

7. Находим величину ожидаемых пластических деформаций основания в местах поперечных швов по формулам (58) Норм:

когда штыревые соединения работают при Еo = 66,7 МПа, Кд = 1,6,

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 0, Р = 65 кН, тст = 0,7, ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 165,2 см:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 0,056 см.

когда штыревые соединения не работают, при Кд = 5,7 и

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 0,61 тст = 1, N = 296690 циклов:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 1,23 см

12. Определяем длину плит (расстояния между швами сжатия по формуле (12) Норм при ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 2,96 МПа, В = 150 см:

R = 18,6 см, h = 17 см, Кс = 1:

A = 2×4(18,6 +ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд) = 412 см.

13. Находим диаметр штырей в швах сжатия:

по формуле (21) при wшт = 1,5 мм, wпа = 5 мм и Р = 65 кН:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд= 41 кН;

по формуле (20) при Ad = 3, Rи = 8×3,6 = 28,8 МПа, Кd = 075, п = 2 и Ршт = 41 кН:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 1,5 см » 16 мм.

Длина штырей равна 20×1,5 + 5,0 = 35 см.

Пример 3

Требуется запроектировать дорожную одежду с асфальтобетонным покрытием на цементобетонном основании.

Исходные данные:

дорога имеет две полосы движения по 3,5 м при ширине обочины 5 м;

расчетный срок службы покрытия - 15 лет;

расчетная нагрузка на дорожную одежду Рк = 50 кН;

интенсивность движения расчетной нагрузки на полосу в конце срока эксплуатации дорожной одежды ¾ 1000 ед/сут;

дорожно-климатическая зона - III;

схема увлажнения рабочего слоя - I;

грунт земляного полотна - песок мелкий;

материал покрытия - асфальтобетон на основе БНД 60/90;

материал основания - бетон класса Bв 2,8 (Рри 35).

Глубина промерзания и уровень залегания грунтовых вод значения не имеют, так как расчета конструкции на морозоустойчивость не требуется.

Назначение расчетных характеристик грунтов и материалов дорожной одежды

Для проведения расчетов назначаем следующие показатели:

1) требуемый уровень надежности и соответствующий ему коэффициент прочности по табл. 5 Норм:

для заданной интенсивности расчетной нагрузки уровень надежности 0,90: Кпр = 0,94;

2) модуль упругости грунта по табл. П. 2.10:

для песка мелкозернистого Еп = 100 МПа;

3) характеристики сопротивления сдвигу песчаного слоя по табл. П.2.10:

угол внутреннего трения j = 38°, сцепление Сп = 0,005 МПа;

4) модуль упругости и сопротивление растяжению при изгибе бетона по табл. П.1.4.

для бетона Bв 2,8, Рри 35 МПа, Е = 28000 МПа;

по табл. П.2.8 Еа = 4500 МПа; Rd = 2,8 МПа.

Определение необходимости проведения расчета конструкции на морозное воздействие

Расчета конструкции на морозоустойчивость не требуется.

Расчет необходимой толщины дренирующего слоя

Расчет не производится, так как грунт земляного полотна - песок мелкозернистый.

Назначение конструкции дорожной одежды

Согласно табл. 3 Норм для интенсивности 1000 ед/сут назначаем следующую конструкцию дорожной одежды:

покрытие - асфальтобетон на основе БНД 60/90; Еа = 4500 МПа; ha = 13,5 см;

основание - цементобетон класса Bв 2,8, Ец/б = 28000 МПа; hц/б = 16 см.

Согласно пп. 2.16 и 2.18 длину плит назначаем равной 15 м; продольный шов не устраиваем; поперечные швы устраиваем без штырей.

Проверка расчетом необходимости и достаточности выбранной толщины асфальтобетонного покрытия

По формуле (23) Норм определяем Rd.

По рис. П. 2.3 для Nc = 1000 ед/сут находим Куа = 1.

По формуле (1) вычисляем расчетную нагрузку:

р = рк×тд = 50×1,3 = 65 кН.

По табл. П.2.10 для мелкозернистого асфальтобетона находим Са = 0,2 МПа.

Тогда

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд МПа.

При Са = 0 2,8×1,0 > 0,23.

Таким образом, условие прочности для покрытия дорожной одежды выполняется.

Проверка расчетом необходимости и достаточности толщины слоя основания

По формуле (25) Норм определяем эквивалентную толщину слоя:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 23,3 см.

По формуле (11) Норм рассчитываем упругую характеристику;

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 83,3 см.

По формуле (9) Норм определяем напряжения, возникающие от нагрузки:

при Км = 1

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд ´

´ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 1,00 МПа.

По табл. П.2.11 для III дорожно-климатической зоны (Курская обл.) находим Ап = 15,5.

Согласно п. 3.19 Норм w = 0,26 рад/ч; аta = 0,002 м3/ч; а = 0,004 м3/ч.

По формуле (27) Норм определяем Dtб:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд= 3,52°С.

По формуле (26) Норм вычисляем напряжения от перепада температуры по толщине нижнего слоя:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 0,49 МПа.

Находим интенсивность движения расчетных автомобилей в 1-й год:

Nо =N/(1 + q)Т = 1000/(1,0515) = 481 ед/сут.

По формуле (3) Норм определяем расчетную повторность нагружений:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 2179651.

По формуле (2) прил. 1 вычисляем коэффициент усталости Ку = 1,08×2179651-0,063 = 0,43.

По формуле (1) прил. 1 находим:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 2,8×0,43×1,2ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 1,45 МПа.

По формуле (24) и с учетом данных табл. 5 Норм

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 0,97.

Таким образом, условие прочности для нижнего слоя выполнено.

Пример 4

Требуется запроектировать дорожную одежду со сборным железобетонным покрытием из предварительно-напряженных плит размером 0,14´2´6 м.

Плита рассчитывается как типовая, с учетом возможности ее работы на первой стадии при двухстадийном строительстве, т.е. на земляном полотне из мелкого песка, модуль упругости которого с учетом пластических деформаций (см. п. 3.23) на первой стадии равен 37 МПа, а на второй, после укладки укрепленного слоя основания - 100 МПа (для Западной Сибири).

Нормативную нагрузку принимаем 65 кН на колесо, расчетную Р = 65×1,25×1,25 = 103 кН; давление в шинах qш = 0,5 МПа, расстояние между спаренными колесами в1 = 15 см; расчетную повторность нагружения для типовых плит - 2000 авт/сут, для дорожной одежды - 1000 авт/сут.

Марка бетона плиты 350 (класс В30). Согласно СНиП 2.03.01-84 Е = 29×103 МПа, расчетная прочность на сжатие ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 17,3 МПа, расчетная прочность на растяжение при изгибе ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 1,22 МПа.

В продольном направлении применяется арматура Æ 14, А-IV, Е = 190×103 МПа, расчетная прочность Rs,ser = 600 МПа; в поперечном направлении применяется арматура Æ 5, Вр - I, Е = 170×103 МПа, Rs,ser = 405 МПа. Предварительное напряжение ssp = Rs,ser = - 30 - ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 510 МПа. Потери предварительного напряжения sпт = 100 МПа.

Определение количества арматуры в плите

Для определения количества арматуры рассматриваем работу плиты на первой стадии - до появления в бетоне узких "железобетонных" трещин - и на второй стадии - после появления этих трещин.

На первой стадии модуль упругости плиты равен модулю упругости бетона, на второй - определяется по степени раскрытия трещин по формуле (31) Норм. Первоначально задаемся удельным сечением арматуры fа высотой сжатой зоны х1.

Для продольного направления (для 5 Æ 14) fа,х = 0,0385, x1 = аo = 4 см и для поперечного fа,у = 0,0093 см2, х1 = 3 см и аo = 5 см.

Для продольного направления

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 2694 МПа.

Для поперечного направления

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 183,6 МПа.

По формулам (35) определяем полуширину и полудлину отпечатков колеса а = 29 см и в = 29 см.

По формулам (32) - (34) определяем ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд, ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд, ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд, ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд.

Для первой стадии

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд + 29 = 206,6 см; ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 206 см;

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 144 см; ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд =144 см;

для второй стадии

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 109 см; ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 62 см; ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 76,6 см; ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 43 см.

Определяем изгибающие моменты на первой стадии (m = 0,17) по формулам (36), (37) и (40) в центре плиты с учетом пластических деформаций основания под краями плит:

в продольном направлении

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд

в поперечном направлении

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд= ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 5,33 кН.

В продольном направлении в центре плиты с учетом работы ненагруженных краевых полос плит по формуле (44) находим:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд= 19,8 кН;

на продольном краю плит по формуле (38) (Ly + a не более 2В)

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 29,0 кН;

на поперечном краю в поперечном направлении - ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд10,6 кН. Определяем изгибающие моменты на второй стадии:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 19,4 кН; ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 4,38 кН; ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд 34,7 кН; ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд 9,04 кН.

Изгибающий момент от монтажных нагрузок при а1 = 50 см и l = 500 см вычисляем по формуле (46) Норм:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 16,63 кН.

Определяем количество арматуры на первой стадии. Бетон выдерживает на изгиб Мб = 8,49 кН, поэтому в поперечном направлении армирование (кроме торцов) не требуется.

Для продольного направления находим площадь поперечного сечения арматуры:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд,

где s¢пр - предварительное напряжение, равномерное по толщине плиты, от напряженной арматуры верхней зоны; для арматуры 5 Æ 14, A- IV s¢пр = 1,237 МПа.

При знакопеременной нагрузке z = 6 см fa = 6,4 см2 (4,2 Æ 14, A-IV).

На второй стадии без учета арматуры верхней зоны

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд

При z = 6 см.

Fа = 12,48 см2 (8,1 Æ 14, A-IV).

С учетом арматуры верхней зоны при симметричном армировании

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд,

где

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд;

при а¢o = ao = 4 см, ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд=19,4 кН, Rв = 17,3 МПа, х¢ = 1,2 см, fa = 6,45 см2 (4,2 Æ 14, A-IV).

При действии монтажных нагрузок изгибающий момент не выше, чем ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд, поэтому отдельно его не рассматриваем.

Определяем количество поперечной арматуры, исходя из второй стадии работы плиты.

В центральной части по длине плиты

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд,

где а¢o = ao = 5 см; x1 = 1 см (от верха плиты), ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд= 5,4 см2 (27 Æ 5, Вр-1).

На торцевых участках, допуская раскрытие узких трещин только до арматуры верхней зоны (z = 5 см), дополнительно к ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд,

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 0,97 см2 (5 Æ 5, Вр-1 плюс 2 Æ 8, A-III, см. п. 3.20).

Из условия работы арматуры в качестве штырей по формуле (47)

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 2,4 см2 (13 Æ 5, Bp-1)

На торце lтр = 85 см, в центре lтр = 170 см.

Общее количество стержней равно 26+ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 58 Æ 5, что не превышает ранее определенного количества стержней 27´2+20 = =74 Æ 5.

Определение прочности стыковых соединений

Определяем требуемую и фактическую прочность стыковых соединений для Р = 103 кН, при допустимой величине пластических деформаций (уступов) 3 мм (для цементогрунтового основания) и wпл = 5 мм для песчаных оснований.

1. Для цементогрунтовых оснований по формуле (21) Норм при -wст = 2 мм находим

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд= 30,9 кН.

Из формулы (48) при Rи = 30 МПа определяем

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 1,6 см.

При расчетной величине напряжения в сварке 75 МПа площадь сечения сварки скоб

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 4,12 см2.

2. Для песчаных оснований при wст = 2 мм по формуле (21) ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 55,6 кН, а по формуле (48) - d = 2,15 см. Площадь сварки скоб Eсв = 7,41 см2.

Определение величины накапливаемых уступов между плитами

Определяем величину накапливаемых уступов между плитами на первой стадии строительства, т.е. при условии, что стыки не работают, основание не укреплено.

В основании мелкий песок: Ео = 37 МПа; С = 0,50 т/м2, j = 38°. Срок работы покрытия на первой стадии Т = 2 года. Интенсивность расчетной нагрузки для основания 2000 авт/сут. Количество дней с расчетным состоянием основания 80. По формуле (53) Норм определяем qрасч (ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд= 144 см):

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 0,136 МПа,

По формуле (56) Норм вычисляем qдоп (g = 1,65 т/м3).

Для этого по формулам (57) рассчитываем:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 1 ‑ 0,25 = 0,75, ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд= 1,5; ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 1,3.

По табл. 8 Норм находим А1 = 2,11; А2 = 9,44; А3 = 10,80.

Тогда

qдоп = ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд (0,75×2,11×1,44×1,65+1,5×9,44×1,65×0,14 +

+ 1,3×10,80×0,50) = 16,60 т/м2 = 0,166 МПа.

По формуле (60) Норм определяем коэффициент нагруженности основания:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 0,669.

По формуле (58) при ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 5,7 (см. табл. 9) Норм и Npt = 2000×80´ ´ 2 = 320×103 авт. определяем величину накапливаемых уступов между плитами:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 4,39 см.

Как вариант, определяем, что при наличии стыковых соединений (тст = 0,7 и Кд = 1,6) при qрасч = 0,0952 МПа;

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 0,423;

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 0,383 см.

Указанную величину ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд уменьшают при применении подшовных деревянных подкладок и при использовании в основании геотекстиля.

Определение требуемого эквивалентного модуля упругости основания и его толщины на второй стадии строительства.

Расчетный срок службы до стабилизации основания 10 лет. Модуль упругости бетона Е = 29000 МПа. Модуль упругости песчаного основания 100 МПа.

По формулам (32) - (34) находим:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 109,5 см;

на уровне низа укрепленного основания (толщиной 16 см)

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд=ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд+ 3 h0 = 157,5 см.

Расчетное давление под углом плиты равно (стыки не работают) по формуле (53).

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 0,114 МПа.

При прежних значениях п и А по формуле (56) Норм

qдоп = ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд (0,75×2,11×1,575×1,65+1,5×9,44×1,65×0,30 +

+ 1,3×10,80×0,50) = 21,2 т/м2 = 0,212 МПа.

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 0,409.

Как видим qрасч < qдоп, и поэтому устойчивость основания против сдвига обеспечена.

При условии, что цементогрунт работает на изгиб при Дш = 50 см и Д = 2а + h = 58 + 14 = 72 см, по формуле (3) прил. 2 получим

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 148 МПа.

В этом случае

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 99 см;

При Кд = 1,5 и N = 1,6×106 по формуле (58) Норм

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 0,317 см,

что находится в допустимых пределах.

При выравнивающем слое из цементобетонной смеси Кд = 1,1 и ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 0,232 см.

При условии, что укрепленное основание на изгиб не работает, определяем ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд по формулам (1) и (2) прил. 2, при hо = 16 см; Eцг = 400 МПа; Езп = 100 МПа; hэ = 28 см; Д = 58 + 16 = 74см:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд МПа

В этом случае при песчаном выравнивающем слое ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд увеличится до 0,384 см и при выравнивающем слое из цементопесчаной смеси - до 0,281 см.

Проверка по условию устойчивости на сдвиг по ВСН 46-83 для песчаного основания с Езп = 100 МПа.

По рис. 3.5 ВСН 46-83 при Д = 58 м, h = 14 см;

c учетом работы в зоне швов (табл. 11) Eрасч = 1660 МПа, ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 0,24; ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 16,6;

j = 38°, ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 0,062 (см. рис. 3.5, ВСН 46-83)

Р = ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 3,9 кгс/см2 = 0,39 МПа,

tн = р×ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд= 0,0242 МПа; tв = ‑0,0015 МПа.

В итоге Такт = 0,0242 ‑ 0,0015 = 0,0227 МПа.

При K1 = 0,6; К2 = 0,7; К3 = 5,0.

Тдоп =0,5×5×0,6×0,7 = 0,01×05 МПа;

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд = 0,46,

что меньше Кпр. Отсюда видно, что устойчивость по сдвигу в упругой стадии не соблюдена.