Л.З РАСЧЕТ УСИЛИЯ ПРОХОДКИ ПИЛОТНОЙ СКВАЖИНЫ
Л.3.1 Исходя из закона равновесия сил взаимодействия усилие проходки пилотной скважины определяют как сумму всех видов сил сопротивления движению буровой головки и буровых штанг в пилотной скважине:
Рп = Е7i=1 Рi' = pi + Р2 + рз + P4 + p5 + Р6 + P7, (27)
где Р1* - лобовое сопротивление бурению (сопротивление движению буровой головки в грунте) с учетом искривления пилотной скважины;
P*2 - сила трения от веса буровых штанг (в скважине);
P3* - увеличение силы трения от силы тяжести фунта зоны естественного свода равновесия (по М.М. Протодьяконову);
P4 - увеличение силы трения от наличия на буровых штангах выступов за пределы наружного диаметра;
Р5* - дополнительные силы трения от опорных реакций;
Р6* - сопротивление перемещению буровых штанг в зоне забуривания за счет смятия стенки скважины;
P7 - сопротивление на выходе при переходе от криволинейного движения к прямолинейному.
Расчет усилия проходки пилотной скважины выполняется для двух пограничных состояний:
- при благоприятных условиях: при наличии качественного бурового раствора, отсутствии фильтрации раствора в грунт, при хорошо сформированной и стабильной пилотной скважине;
- при неблагоприятных условиях: при обрушении грунта по длине пилотной скважины и фильтрации бурового раствора в грунт.
Л.3.2 Лобовое сопротивления бурению Т3,* рассчитывается по формуле
P*1 = P*г еfp li/R,
где Р*г - сила сопротивления бурению, Н; /, - текущая длина пилотной скважины при бурении от точки забуривания до выхода пилотной скважины из земли (от 0 до I), м;
R - радиус кривизны пилотной скважины, м;
f* - условный коэффициент трения вращающегося резца о грунт, рассчитывается по формуле
(29)
где f - коэффициент трения резца о грунт;
аг - диаметр буровой головки, м;
h - подача на оборот, рассчитывается по формуле
(30)
где v - скорость бурения, м/мин;
ω - угловая скорость бурения, об/мин. Сила сопротивления бурению Р* при разрушении грунта вращающейся буровой головкой рассчитывается по формуле
(31)
где С0 - коэффициент сцепления грунта,
Н/м2 (Па);
т - ширина резца, м; ер - глубина врезания (вылет резца), м; р - угол внутреннего трения грунта, рад. Л.3.3 Силу трения от веса буровых штат в пилотной скважине Р2* рассчитывают по формуле
(32)
где qш - погонный вес буровых штат за вычетом выталкивающей силы бурового раствора, Н/м; R - радиус кривизны бурового капала, м;
l - длина пилотной скважины, м, li- текущая длина пилотной скважины, м.
- углы в радианах (1 радиан -57,3°);
fш* - условный коэффициент трения вращающихся буровых штанг о грунт, смоченный буровым раствором, рассчитывается по формуле
(33)
где dш - наружный диаметр буровых штанг, м;
fш - коэффициент трения штанг о грунт, смоченный буровым раствором.
Погонный вес штанг qш (за вычетом выталкивающей силы бурового раствора) рассчитывается по формуле
(34)
где γш - удельный вес материала штанг,
Н/м3;
γж - удельный вес бурового раствора,
Н/м3;
δш - толщина стенки штанги, м. Л.3.4 Усилие увеличения силы трения от силы тяжести грунта зоны естественного свода равновесия (по М.М. Протодьяконову) Р3* рассчитывается по формуле
(35)
где дт - погонный вес грунта зоны естественного свода равновесия (по М.М. Протодьяконову), который рассчитывается по формуле
(36)
где ц - коэффициент бокового давления; k - коэффициент высоты свода равновесия (по М.М. Протодьяконову), который рассчитывается по формулам:
- при благоприятных условиях; (37)
- при неблагоприятных
условиях, (38) где р - угол внутреннего трения грунта, рад; Y* - объемный вес грунта с учетом разрыхления при его обрушении на буровые штанги, который рассчитывается по формуле
(39)
где уг - удельный объемный вес грунта в естественном залегании, Н/м3. Л.3.5 Увеличение силы трения от наличия на штангах выступов за пределы наружного диаметра Р*4 рассчитывается по формуле
(40)
где q*6 - погонная сила сопротивления буртов земли, образованных выступами, рассчитывается по формулам, Н/м:
а) при благоприятных условиях:
(41)
где аш - расстояние между выступами на
штанге, м;
ув - удельный вес воды, Н/м3; Д,Р*3 - потеря давления бурового раствора между выступом и стенкой скважины на длине выступа, рассчитывается по формуле
(42)
где 2Ж - расход бурового раствора, м3/с (характеристика установки); L*3 - длина выступа на штанге, м; d*3 - наружный диаметр выступа на штанге, м; dr - наружный диаметр буровой головки,
м;
ДРщ - потеря давления бурового раствора между штангами и стенкой скважины на длине выступа, которая рассчитывается по формуле
(43)
б) при неблагоприятных условиях:
(44)
5 - напряжение уплотнения грунта, которое рассчитывается по формуле
- для песчаных грунтов, Н/м2 (Па), (45)
Ат - площадь вертикального сечения бурта, рассчитывается по формуле
(46)
«0 - пористость фунта в естественном залегании;
Ая - приращение пористости грунта при обрушении фунта зоны свода равновесия, рассчитывается по формуле
(47)
Л.3.6 Дополнительные силы трения от опорных реакций при движении в криволинейной скважине Р"5 рассчитываются по формуле
(48)
Р*и - силы трения от опорных реакций, определяющих изгиб буровых штанг, рассчитываются по формуле
(49)
где Еш - модуль упругости материала штанг,
Н/м2 (Па);
Вш - плечо опорных реакций буровых штанг, рассчитывается по формуле
(50)
Л.3.7 Сопротивление перемещению буровых штанг в зоне забуривания рассчитывается по формуле
(51)
где Р*с - сила смятия стенки скважины при забуривании, рассчитывается по формуле
(52)
Л.3.8 Сопротивление движению при переходе от криволинейного движения к прямолинейному рассчитывается по формуле
(53)
Л.3.9 Полное усилие прокладки пилотной скважины рассчитывается по формулам:
а) при благоприятных условиях:
(54)
б) при неблагоприятных условиях (обрушении грунта по всей длине пилотной скважины и полной фильтрации бурового раствора в грунт):
(55)
Фактическое усилие прокладки пилотной скважины в реальных условиях будет находиться между пограничными величинами Рп(а) и
Рп(б)'