СНиП 2.06.01-86 ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ - Расчетные уровни и габариты судоходных сооружений Приложение 7

Содержание материала

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Обязательное

РАСЧЕТНЫЕ УРОВНИ И ГАБАРИТЫ СУДОХОДНЫХ СООРУЖЕНИЙ

1. В настоящем приложении приведены требования к установлению расчетных судоходных уровней воды на каналах и канализированных реках, а также к габаритам каналов и судоходных пролетов плотин. Требования к расчетным уровням и габаритам судоходных шлюзов и примыкающим к ним сооружениям приведены в СНиП II-55-79.

2. На каналах, режим уровней которых определя­тся колебанием воды на прилегающем участке реки или водохранилища, надлежит принимать рас­четный наинизший судоходный уровень воды с обеспеченностью, определенной по ежедневным данным, за многолетний установленный навига­ционный период, равный, %, для водных путей:

сверхмагистральных   99

магистральных             97

местного значения     95

Расчетный наивысший судоходный уровень воды в открытых каналах необходимо принимать по рас­ходу воды с расчетной вероятностью превыше­ния, %, в многолетнем разрезе для водных путей:

сверхмагистральных   1

магистральных             3

местного значения     5

3. При установлении расчетных наинизших судо­ходных уровней необходимо учитывать понижения уровня вследствие: многолетней глубинной эрозии русла; дноуглубительных работ; ветрового сгона; предпаводочной сработки водохранилища за период навигации с учетом перспектив ее продления; от­ливных явлений; неустановившегося движения во­ды (вызываемого суточным регулированием на ГЭС и ГАЭС, работой насосных станций, шлюзов).

Для шлюзов, имеющих системы питания со сбро­сом воды вне подходного канала, следует учитывать также перепад уровня от места выпуска воды до конца подходного канала.

На участках канала между судоходными соору­жениями (закрытый канал) за расчетный наинизший судоходный уровень воды надлежит принимать расчетный минимальный статический уровень, уменьшенный на величину запаса на волнение от судов, с учетом расхода воды на шлюзование судов, понижения уровня при работе насосных станций и ГАЭС.

4. При установлении расчетных наивысших судоходных уровней воды необходимо учитывать повы­шение уровня, вызываемого: ветровым нагоном; образованием заторов и зажоров; неустановившимся движением воды (вследствие работы ГЭС, ГАЭС, НС, шлюзов, холостых сбросов); приливными явлениями.

Для шлюзов при гидроузлах с судоходными плотинами расчетным наивысшим уровнем воды считается судоходный уровень, при котором предусмотрен пропуск судов через шлюз (при более высоких уровнях судоходство осуществляется через плотину).

5. Расчетную ширину судоходного канала с двусторонним движением следует определять из условия расхождения встречных расчетных судов и составов с учетом ветрового дрейфа, а на участках бокового отбора или подачи воды - с учетом дрейфа вызываемого течением.

Ширину канала с двусторонним движением судов на уровне расчетной его глубины при расчетном наинизшем судоходном уровне воды необходимо принимать не менее 2,6 расчетной ширины судна (состава), а на участках с односторонним движе­нием - не менее полуторной его ширины.

6. Глубину в каналах, на порогах аварийно-ремонтных заграждений и судоходных шлюзов, а также на порогах судоходных плотин, отсчитанную от расчетного наинизшего судоходного уровня во­ды, следует определять расчетом, а для речных ка­налов - принимать не менее 1,3 статической осадки расчетного судна при полной его загрузке.

7. Площадь живого сечения канала при расчетном наинизшем судоходном уровне воды должна быть не менее пятикратной площади миделевого сечения расчетного судна (состава) при полной его загрузке, а отношение миделевого сечения расчетного судна (состава) при полной его загрузке к миделевому сечению камеры судоходного шлюза при том же уровне не более 0,7.

Скорости течения воды в канале, возникающие от стеснения живого сечения судном при его движе­нии, включая периоды обгона и расхождения, с учетом транзитных скоростей течения в канале не должны вызывать размывов дна и берегов и пре­пятствовать нормальному маневрированию судов.

8. На каналах переброски стока и каналах ком­плексного назначения, имеющих уклон дна и исполь­зуемых для судоходства, требования пп. 5 и 6 должны быть соблюдены в верховом сечении каждого бьефа при отсутствии течения.

9. Радиусы закруглений канала должны быть не менее пятикратной длины расчетного одиночного самоходного судна, расчетного судна в буксируемом составе или толкаемого состава с жесткой учалкой.

Канал на закруглениях следует принимать уши­ренным до величины, обеспечивающей беспрепятственный проход двух движущихся навстречу друг другу расчетных судов (составов).

10. Отметка бермы канала в выемке или гребни дамбы канала, сооружаемого в насыпи, должна превышать максимальную отметку наката судовой волны при расчетном наивысшем судоходном уровне воды не менее чем на 0,5 м.

11. Амплитуда волновых колебаний в канале, возникающих при наполнении и опорожнении камер шлюзов, не должна превышать допустимой для нормальной работы оборудования шлюзов, а также нормальных условий стоянки ожидающих шлюзо­вания судов и во всех случаях не превышать 0,4 м.

12. Мосты-каналы должны иметь судоходные га­бариты не менее габаритов примыкающих участков каналов. Верх стен моста-канала должен быть выше нижнего обносного бруса расчетного порожнего суд­на при расчетном наивысшем уровне не менее чем на 0,5 м.

13. Ширина отверстия аварийно-ремонтного за­граждения должна быть на менее 1,2 ширины канала на расчетной глубине при расчетном наинизшем су­доходном уровне воды.

Ширина отверстия судоходной плотины должна обеспечивать односторонний безопасный пропуск вверх и вниз по реке расчетного судна (состава) с учетом очертания судового хода в плане и направ­ления течения на подходе к плотине.

14. Подмостовые габариты сооружений, пересе­кающих каналы, шлюзы, судоходные плотины, под­ходы к ним, а также ширину отверстий судоходных плотин необходимо устанавливать в соответствии с ГОСТ 26775-85.

15. Судопропускные сооружения в гидроузлах и подходы к ним на реках следует размещать таким образом, чтобы пропуск воды через водосбросные сооружения и гидроэлектростанции, а на каналах переброски стока - через насосные станции не ока­зывал неблагоприятного влияния на условия судо­ходства.

При сбросе через водопропускные сооружения максимальных расходов воды с расчетной вероят­ностью превышения в многолетнем разрезе для сверхмагистральных и магистральных водных путей не более 2 %, а для водных путей местного значения - не более 5 % скорости течения воды в районе входа в подходные каналы судопропускных соору­жений не должны превышать величин, допустимых по условиям судоходства.