4.2. Обеспыливание гравийных покрытий
4.2.1. Пыль образуется в результате износа покрытий под воздействием автомобильного транспорта и климатических условий, а также при загрязнении покрытий автомобилями, въезжающими на проезжаю часть с грунтовых дорог.
4.2.2. Наиболее эффективным способом борьбы с пылью на гравийных покрытиях является обработка их обеспыливающими материалами (см. пп. 2.2 и 2.3), обеспечивающая уменьшение износа, сохранение первоначальной ровности, снижение загрязнения атмосферы, улучшение условий движения автомобильного транспорта и санитарно-гигиенического состояния прилегающих к дорогам населенных пунктов.
4.2.3. Норма расхода обеспыливающих материалов в каждом конкретном случае принимается на основании опытной проверки в зависимости от интенсивности и состава движения, погодно-климатических условий и материала покрытий.
Ориентировочные нормы расхода обеспыливающих материалов и продолжительность их действия даны в табл. 4.1 (в числителе для I-III, пав знаменателе - для IV и V дорожно-климатических зон). Меньшие нормы расхода относятся к интенсивности движения до 300 авт./сут, большие - 300 авт./сут и более. Продолжительность обеспыливающего действия материалов дана после первой обработки покрытий.
При повторных обработках норму расхода обеспыливающих материалов уменьшают в 2 раза. Повторную обработку производят при появлении первых признаков пылеобразования.
Таблица 4.1
Наименование материала | Норма расхода на 1 м2 покрытия | Срок обеспыливающего действия, сут |
Гигроскопические Кальций хлористый технический: кальцинированный, кг | 0,6-0,7 0,8¾0,9 | 20-40 |
плавленый, кг | 0,8-0,9 1,0-1,1 | 20-40 |
жидкий, л | 1,3¾1,7 2,0-2,2 | 15¾25 |
Кальций хлористый, ингибированный фосфатами (ХКФ), кг | 0,7-0,8 0,9-1,0 | 25-40 |
Техническая поваренная соль (в виде раствора 30 %-ной концентрации), л | 1,5¾2,2 2,4-3,0 | 15-20 |
Техническая соль сильвинитовых отвалов: твердая, кг | 0,8¾1,2 1,4-1,8 | 15¾25 |
жидкая, л | 1,6¾2,5 2,7¾3,3 | 15¾20 |
Вода морская лиманная или соленых озер, л | 1,0¾1,5 1,5¾2,0 | 3¾5 |
Вода техническая, л | 1,0-2,0 | 0,40-0,12 (2¾3 ч) |
Органические Лигносульфонаты технические (ЛСТ) марки В 50 %-ной концентрации, л | 1,6-2,0 1,2-1,6 | 20-30 |
Лигнодор, л | 1,6¾2,0 1,2-1,6 | 40¾45 |
Сульфитный щелок 10 %-ной концентрации, л | 4,0¾6,0 3,0-5,0 | 15¾20 |
Жидкие битумы, л | 0,8-1,0 | 30-90 |
Битумные эмульсии, л | 1,2-1,5 | 30-90 |
Сырые нефти, л | 0,8¾1,0 | 30-90 |
Примечание. Органические материалы (битумы, сырые нефти и др.) применяют при вязкости по стандартному вискозиметру не более 25 с.
4.2.4. Объем работ и количество потребных материалов определяют с учетом длины участков, подлежащих обеспыливанию, норм расхода обеспыливающих материалов и количества обработок за сезон. При этом особое внимание следует уделять участкам, проходящим через населенные пункты, вдоль полей, засеянных сельскохозяйственными культурами, а также около больниц, санаториев, детских учреждений, остановок автобусов, на опасных участках дороги (спуск, подъем, кривые малого радиуса) и т. п.
4.2.5. Необходимое количество обработок за сезон определяют с учетом продолжительности теплого периода, в течение которого наблюдается пылеобразование, и количества дождливых дней:
где П - продолжительность теплого периода в году, сут (для ориентировочных расчетов принимают для I дорожно-климатической зоны 30-60 сут; для II - 60-90; для III - 80-110; для IV - 100¾130; для V дорожно-климатической зоны ¾ 120-180 сут); Д -количество дождливых дней за теплый период года (по данным метеослужбы за предыдущие годы); Т - срок действия обеспыливающих материалов, сут (см. табл. 4.1).
4.2.6. Потребное количество обеспыливающих материалов определяют по формуле
где g - норма расхода обеспыливающих материалов на 1 м2 при первичной обработке, кг (л) (см. табл. 4.1); gп - то же при каждой повторной обработке (gп = 0,5g), кг (л); N' - количество повторных обработок за сезон (N' = N - 1); b - ширина проезжен части, м; L - длина дороги (участка), км; 1,1 - коэффициент запаса.
4.2.7. В осенне-зимний период дорожные хозяйства подготавливают хранилища к приему обеспыливающих материалов. Важным условием хранения гигроскопических солеи является защита их от увлажнения, так как они интенсивно поглощают влагу, а при последующих изменениях влажности и температуры слеживаются. Поэтому барабаны и мешки с хлористым кальцием хранят в закрытых складских помещениях. Хлористый натрий хранят на специальной площадке, имеющей твердое покрытие, под навесом или водонепроницаемой пленкой.
Готовые растворы или рассолы хранят в цистернах вместимостью 20-100 м3 или в бетонных закрытых хранилищах.
Органические обеспыливающие материалы хранят в закрытых хранилищах, оборудованных системой подогрева.
4.2.8. Для распределения обеспыливающих материалов наряду с дорожными машинами (КДМ-130, ПМ-8, ДС-39, ПР-130, УР-53, ЭД-404 и др.) могут быть использованы сельскохозяйственные машины и машины, применяемые в горнодобывающей промышленности, приведенные в табл. 4.2.
Таблица 4.2
Для жидких материалов | Для твердых материалов | ||||||||||
Показатель | РЖТ-4 | РЖТ-8 | РЖТ-16 | ГПУ-1 | ПА-1 | РУМ-3 | 1-РМГ-4 | КСА-3 | РУ-4-10 | НРУ-0,5 | Сеялка туковая РТТ-4,2 |
Вместимость кузова или цистерны, м3 | 4 | 8 | 16 | 25 | 6 | 2,6 | 3,5 | 3,02 | 0,325 | 0,41 | 0,7 |
Рабочая скорость, км/ч | До 10 | 8,5-11,4 | До 10 | 10 | 5-10 | 9 | 11 | 17 | 9 | 7-12 | 10¾12 |
Ширина распределения, м: с ветрозащитными устройствами | - | - | - | - | - | 8 | 8 | 6 | 4 | 6 | - |
без ветрозащитных устройств | 10 | 10 | 10 | 3 | 3¾6 | 10¾12 | 12-15 | 8-10 | 4-10 | 8 | 3,5 |
Число форсунок | ¾ | ¾ | ¾ | 10 | 13 | ¾ | ¾ | - | - | - | - |
Погрузочная высота, м | ¾ | - | - | - | - | 2,1 | 1,8 | 2,2 | 1,5 | 1,4 | 1,4 |
База | Трактор | Автомобиль | Трактор класса | Автомобиль | Трактор класса | ||||||
Т-150К | Т-150К | К-701 | МАЗ-205 | ЗИЛ-130 | 1,4 | 1,4 | ЗИЛ-555 | 0,6-1,4 | 0,6-1,4 | 0,6-0,9 | |
Производительность, т/ч | 25 | 40 | 80 | - | - | - | - | -- | -- | - | ¾ |
Время самозагрузки, мин | 3¾5 | 5¾8 | 7¾8 | - | - | - | - | -- | -- | - | ¾ |
Масса, кг | 2200 | 4000 | 6800 | - | - | 1500 | 1400 | 4800 | 220 | 30 | - |
Тип | Прицепной | Специальный | Прицепной | Специальный | Навесной | Прицепной | |||||
Область назначения | Сельское хозяйство | Горнодобывающая промышленность | Сельское хозяйство |
4.2.9. Обеспыливание гравийных покрытий осуществляют двумя способами: пропиткой покрытия и смешением гравийного материала покрытия с обеспыливающими материалами на дороге.
Пропитку покрытий обеспыливающими материалами чаще всего применяют при содержании, а смешение - при ремонте и строительстве.
4.2.10. Участок покрытия, предназначенный для обработки способом пропитки, в зависимости от его состояния профилируют автогрейдерами (грейдерами) или выравнивают дорожными утюгами с приданием требуемой ровности и поперечного профиля. Одновременно удаляют крупные несвязные частицы гравия.
4.2.11. Розлив растворов производят на покрытие, материал которого имеет влажность Wф, равную или меньшую оптимальной Wопт. При норме более 1,5 л/м2 розлив осуществляют за два-три приема. Каждый последующий розлив производят после того, как раствор предыдущего полностью впитается в покрытие. Время между поливами определяют исходя из погодных условий. Оно составляет, как правило, от 20 до 120 мин.
Скорость движения распределительных средств не должна превышать 8-12 км/ч, а длина захватки - не более 1 км.
4.2.12. Розлив органических обеспыливающих материалов желательно производить при температуре, обеспечивающей нормальное впитывание (табл. 4.3).
Таблица 4.3
Наименование материала | Марка | Температура розлива, °С |
Разжиженные нефтяные битумы | ¾ | 50-70 |
Сырая нефть | ¾ | 50-90 |
Лигносульфонат технический, 50 %-ной концентрации | ЛСТ-В, ЛГД | 30-70 |
Сульфитный щелок | - | Без подогрева |
Битумные эмульсии | Анионные | » » |
Примечания. 1. Температуру розлива корректируют в зависимости от состояния погодных условий: при более низкой температуре воздуха принимают более высокую температуру материала при розливе и наоборот.
2. Приготовление рабочих растворов лигносульфонатов технических приведено в приложении 5.
4.2.13. Распределение твердых гигроскопических солей производят в следующей последовательности:
разливают воду в количестве 0,5-2 л/м2 (при сухом покрытии);
распределяют по поверхности проезжей части твердые соли по норме, приведенной в табл. 4.1.
4.2.14. Способ смешения на дороге при обработке покрытий обеспыливающими материалами применяют на завершающем этапе при строительстве и ремонте гравийных покрытий.
Работы в этом случае осуществляют в следующем порядке: вывезенную в штабеля гравийную смесь для верхнего слоя покрытия (слоя износа) разравнивают автогрейдером за четыре круговых прохода на всю ширину покрытия; разливают раствор или распределяют твердый обеспыливающий материал в количестве 80 % нормы (нормы, приведенные в табл. 4.1, увеличивают в 3-5 раз); тщательно перемешивают смесь, разравнивают и профилируют автогрейдером за 10 круговых проходов; при необходимости в гравийный материал добавляют воду, доведя смесь до оптимальной или близкой к ней влажности; производят уплотнение самоходными катками за 8-10 проходов по каждому следу; разливают по поверхности покрытия готовый раствор или распределяют материал в твердом виде в количестве 20 % нормы.
4.2.15. В течение 5-7 дней после проведения мероприятий по обеспыливанию регулируют движение транспортных средств для получения равномерно накатанной поверхности и обеспечения лучшего формирования покрытия. Скорость движения автомобилей в этот период не должна превышать 40 км/ч.