СНиП 32-03-96 АЭРОДРОМЫ - Охрана окружающей среды

Содержание материала

  

9 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

9.1 При выборе участка для строительства аэродрома и разработке вариантов конструк­ции аэродромных покрытий следует учитывать степень воздействия аэродрома на окружаю­щую воздушную, водную и наземную среду как в период строительства, так и во время эксплуатации, отдавая предпочтение решениям, оказывающим минимальное воздействие на ок­ружающую среду.

9.2 При строительстве аэродромов (верто­дромов) должны осуществляться природоохран­ные мероприятия, направленные на предупреж­дение возникновения и активизации неблагоп­риятных для строительства и эксплуатации аэродромов процессов. В состав природоох­ранных мероприятий необходимо включать ин­женерные решения, предусматривающие:

компенсацию тепло- и массообмена окру­жающей среды, измененной при подготовке и освоении территории;

ограничение и регулирование развития кри­огенных процессов; организацию и регулиро­вание снежного покрова, ливневых и технологических стоков;

биологическую рекультивацию растительно­го покрова;

ограничение и регулирование термоабразии.

9.3 Природоохранные мероприятия, пред­усматриваемые при строительстве и эксплуа­тации аэродромов, должны удовлетворять требованиям действующего законодательства по вопросам охраны окружающей среды, основ земельного законодательства, основ законода­тельства о недрах, действующих постановле­ний, положений, правил, нормативов, инструк­ций и методических указаний, утвержденных соответствующими органами в их развитие.

9.4 Производство всех видов работ допускается только в пределах вынесенных заказчи­ком на местность границ площадей, отведен­ных в установленном порядке в постоянное или временное пользование.

9.5 При строительстве (расширении) аэрод­рома должна быть произведена срезка плодо­родного слоя почвы с целью последующего ис­пользования его для восстановления (рекуль­тивации) нарушенных или малопроизводитель­ных сельскохозяйственных земель, озеленения района застройки.

9.6 В районах распространения вечномерзлых грунтов следует предусматривать мероп­риятия, направленные на предупреждение возникновения и активизации термокарста, термо­эрозии, термоабразии, пучения, морозного растрескивания, солифлюкции, наледеобразования и других криогенных процессов.

9.7 В случае выявления при производстве работ погребенных в грунте археологических или палеонтологических объектов, других памятников культуры и истории или природных феноменов следует приостановить работы на данном участке, приняв меры по сохранению объекта, и сообщить об этом в соответствую­щий орган управления.

9.8 Перед приемкой законченного строи­тельством аэродрома (его участка) прилегаю­щие к аэродрому леса, другие массивы растительности, а также берега и дно водоемов и водотоков должны быть полностью очищены от отходов, образовавшихся при производстве работ.

9.9 Земельные участки, отводимые на пе­риод строительства аэродрома для размеще­ния временных производственных баз, временных подъездных дорог и для других нужд стро­ительства, после его завершения подлежат воз­врату тем землепользователям, у которых эти участки были изъяты, после их восстановления в установленном порядке.

9.10 Вновь строящиеся аэродромы (верто­дромы) необходимо размещать за пределами городов и населенных пунктов. При этом расстояния от границ летного поля аэродрома (вер­тодрома) до границ селитебной территории сле­дует определять в каждом конкретном случае с учетом:

обеспечения безопасности полетов воздуш­ных судов;

допустимых максимальных и эквивалентных уровней авиационного шума, установленных ГОСТ 22283;

типов воздушных судов, эксплуатируемых на данном аэродроме; интенсивности их полетов;

количества ВПП на аэродроме;

расположения границ селитебной террито­рии по отношению к ВПП;

рельефа, температуры и влажности возду­ха, направления и скорости ветра, а также дру­гих местных условий.

9.11 За расчетное приближение границы селитебной территории к летному полю аэрод­рома (вертодрома) следует принимать наибольшее расстояние, полученное на основе учета факторов обеспечения безопасности полетов, допустимых уровней авиационного шума или интенсивности облучения от источников элек­тромагнитных излучений.

9.12 Для вновь строящихся аэродромов рас­стояния от границ летного поля до границ се­литебной территории с учетом их перспективного расширения, размещение в районах аэрод­ромов, в границах и вне границ воздушных под­ходов к ним зданий, сооружений, включая ли­нии связи, высоковольтные линии электропе­редачи, радиотехнические и другие объекты, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи для нормальной работы радиотехнических средств аэродромов, а также порядок согласования раз­мещения этих объектов необходимо принимать с учетом требований СНиП 2.07.01. При этом, если трасса полетов не пересекает границу се­литебной территории, следует также обеспечи­вать минимальное расстояние между горизон­тальной проекцией трассы полетов по маршру­ту захода на посадку и границей селитебной территории для аэродромов с длиной ВПП 1500 м и более - 3 км, остальных - 2 км.

9.13 Посадочные площадки вертолетов дол­жны располагаться не ближе 2 км от селитеб­ной территории в направлении взлета (посад­ки) и иметь разрыв между боковой границей ЛП (посадочной площадки) и границей сели­тебной территории не менее 0,3 км.

9.14 Основными видами вредных воздей­ствий аэродрома на людей, животных, расти­тельность, окружающую среду (атмосферный воздух, водоемы, ландшафт и почвы) являются:

акустические (воздействия шума авиацион­ных двигателей и двигателей наземной техни­ки);

электромагнитные поля, создаваемые ста­ционарными и передвижными радиотехничес­кими средствами;

загрязнение атмосферного воздуха, почв, подземных вод и водоемов объектами строи­тельства и эксплуатации аэродрома;

нарушение почвенного покрова и гидроло­гического режима поверхностных и подземных вод.

9.15 Уровень акустического воздействия на территориях жилой и иной застройки вблизи аэродрома не должен превышать определен­ных значений, нормируемых ГОСТ 22283.

9.16 Допустимые параметры авиационного шума для аэродромов, размещенных вблизи территории заповедных и охраняемых зон, дол­жны устанавливаться с обязательным согласо­ванием с местным территориальным органом охраны окружающей среды.

9.17 Для защиты обслуживающего персо­нала, пассажиров и местного населения от воз­действия электромагнитных излучений необхо­димо вокруг устанавливаемого радиотехничес­кого средства устраивать санитарно-защитные зоны (СЗЗ) и зоны ограничения застройки (ЗОЗ). Размеры этих зон должны определяться расчетами в соответствии с ведомственными нормативными документами.

9.18 В пределах СЗЗ и ЗОЗ новое жилое строительство не допускается, но существую­щая жилая застройка может быть сохранена при условии проведения обоснованного расчетом комплекса мероприятий по защите населения, предусматривающего: выделение секторов с пониженной до безопасного уровня мощностью излучения; применение специальных экранов из радиозащитных материалов; использование за­щитных лесопосадок; систематический контроль уровней излучения в соответствии с требова­ниями ГОСТ 12.1.006 и другие мероприятия.

9.19 Концентрация загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу при производстве строительных работ, а также из двигателей воз­душных судов и наземного транспорта при эк­сплуатации аэродрома (фоновое загрязнение), не должна превышать предельно допустимых значений, устанавливаемых санитарными нор­мами.

9.20 Аэродромы с длиной ВПП 1500 м и более, имеющие системы водоотвода с искус­ственных покрытий и дренажа подземных и поверхностных сточных вод (ливневых и талых), должны быть оборудованы локальными соору­жениями для механической, биологической и иной очистки загрязненных вод.

9.21 Участки аэродрома, предназначенные для обслуживания воздушных судов, использу­емых для внесения удобрений и пестицидов в сельском хозяйстве и при лесозащите, и дру­гие спецплощадки (предангарные, доводочные, мойки и антиобледенительной обработки воз­душных судов, спецавтобаз, складов горюче-смазочных материалов и др.) должны быть ос­нащены сооружениями для химико-реагентной и механической очистки, а также обезврежива­ния сточных вод, сбрасываемых в канализацию аэропорта.

9.22 Состав очистных сооружений, их эф­фективность и производительность должны соответствовать требованиям СНиП 2.04.03, СНиП 3.05.04 и ведомственных нормативных до­кументов по проектированию сооружений для очистки поверхностного стока дождевых и та­лых вод с территории аэропортов.

9.23 Сброс поверхностного стока дожде­вых, талых и дренажных вод в городскую сис­тему канализации должен по номенклатуре и количественному составу загрязняющих веществ удовлетворять требованиям Правил приема про­изводственных сточных вод в системы канали­зации населенных пунктов и учитывать требо­вания владельца очистных сооружений населен­ного пункта.

9.24 Аэродром, принятый в эксплуатацию, должен иметь экологический паспорт, состав­ленный в соответствии с ГОСТ 17.0.0.04.

9.25 Пои подготовке предпроектных обос­нований инвестиций в строительство аэродро­ма или при разработке технико-экономического обоснования строительства, реконструкции или расширении аэродрома должна быть вы­полнена оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) планируемой деятельности аэро­порта, а также разработаны практические мероприятия, гарантирующие обществу экологи­ческую безопасность.

9.26 Материалы ОВОС должны содержать оценку возможных аварийных ситуаций и пере­чень мероприятий по ограничению и ликвида­ции последствий аварийных ситуаций, обеспе­чивающих безопасность людей и окружающей природной среды, в соответствии с требовани­ями ведомственных нормативных документов.