СНиП 2.05.11-83 Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяй - 5. Дорожные одежды

Содержание материала

5. Дорожные одежды

5.1. Для внутрихозяйственных дорог в зависимости от их категории должны применяться типы дорожных одежд, указанные в табл. 15, и соответствующие им основные виды покрытий, материалы и

Таблица 15

Категория дорог

Типы дорожных одежд

I-с

Капитальные или облегченные с усовершенствованным покрытием

II-с

Капитальные или облегченные с усовершенствованным покрытием; переходные

III-с

Переходные; низшие

способы их укладки, указанные в табл. 16.

Таблица 16

Дорожные одежды

Основные виды покрытий, материалы и

способы их укладки

Капитальные

Жесткие покрытия:

 

цементобетонные монолитные двухслойные или однослойные, железобетонные или цементобетонные сборные

 

Нежесткие покрытия:

 

асфальтобетонные двухслойные с верхним слоем из смесей II и III марок, типов Б, В, Г и Д, укладываемых в горячем состоянии

 

асфальтобетонные однослойные из смесей I-III марок, типов Б, В, Г и Д, укладываемых в горячем состоянии

Облегченные

Асфальтобетонные двухслойные с верхним слоем из смесей II-III марок, типов Б, В, Г и Д, укладываемых в теплом состоянии

 

Асфальтобетонные двухслойные с верхним слоем из смесей I-II марок, типов Бх, Вх, Гх и Дх, укладываемых в холодном состоянии

 

Асфальтобетонные однослойные из смесей II и III марок, типов Б, В, Г и Д, укладываемых в теплом состоянии

 

Асфальтобетонные однослойные из смесей I и II марок, типов Бх, Вх, Гх и Дх, укладываемых в холодном состоянии

 

Из подобранного щебеночного или гравийного материала, обработанного вязким или жидким битумом в установке

 

Из фракционированного щебня, обработанного вязким битумом в установке или методом пропитки с поверхностной обработкой

 

Из щебеночных или гравийных смесей, обработанных жидким битумом методом смешения на дороге

 

Из крупнообломочных (до 40 мм) или песчаных грунтов, обработанных битумной эмульсией с цементом в установке с поверхностной обработкой

Переходные

Из фракционированного щебня, укладываемого по способу заклинки

 

Из подобранного щебеночного или гравийного материала

 

Из местных каменных материалов и песчаных грунтов, обработанных органическими и минеральными вяжущими с применением поверхностно-активных веществ (ПАВ)

Низшие

Из грунтов, укрепленных или улучшенных различными скелетными добавками (щебнем, гравием, дресвой, шлаком, горелыми породами и другими местными материалами)

 

Из местных каменных материалов, грунтов, укрепленных местными вяжущими (гранулированными доменными шлаками, активными золами уноса и т. д.)

При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается применять и другие виды равнопрочных покрытий в зависимости от наличия и физико-механических свойств местных дорожно-строительных материалов, отходов и побочных продуктов производства, а также с учетом опыта проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог в данном районе.

5.2. Дорожные одежды внутриплощадочных производственных дорог следует проектировать капитального или облегченного типов, а вспомогательных дорог - облегченного или переходного типов в зависимости от технологических и санитарных условий, степени воздействия агрессивных сред, создаваемых сельскохозяйственным производством, от необходимости (по условиям эксплуатации) обеспечения быстрой очистки проезжей части от грязи, а также в зависимости от других местных условий.

5.3. В качестве верхних слоев оснований под усовершенствованные покрытия надлежит использовать: цементобетон ("тощий") пониженных марок; каменные материалы (щебень, гравий, песчано-гравийная смесь), различные грунты, отходы промышленности (гранулированные доменные шлаки, золошлаковые смеси, отходы углеобогащения, фосфоритные "хвосты", отходы от дробления каменных пород), укрепляемые минеральными и органическими вяжущими материалами или отходами промышленности, обладающими вяжущими свойствами (молотый гранулированный доменный шлак, молотый нефелиновый шлам, активные золы уноса сухого отбора, пиритные огарки, цементная пыль, нефтяные гудроны и др.); щебень или шлак, укладываемые способом заклинки с тщательным уплотнением.

Нижние слои дорожной одежды (основания, дополнительные слои оснований, выполняющие функции выравнивающих, дренирующих, морозозащитных, противозаиливающих слоев, а при многослойных покрытиях и нижние слои покрытий), а также покрытия укрепляемых частей обочин следует предусматривать, как правило, из местных материалов и отходов промышленности, при необходимости укрепляемых вяжущими материалами.

Конструктивные решения слоев оснований надлежит принимать, используя типовые проектные решения дорожных одежд, а также СН-25-74.

5.4. Выбор конкретного типа дорожной одежды и определения параметров ее конструктивных слоев следует производить на основе сравнения технико-экономических показателей конкурентных вариантов в соответствии с п. 1.7, учитывая санитарные требования, требования к ровности покрытия, специальные требования (к обеспыливанию, защите от воздействия производственных стоков, необходимости пропуска скота и т. п.). При этом тип дорожной одежды (включая покрытие) внутрихозяйственных дорог не должен быть более капитальным, чем тип дорожной одежды автомобильных дорог общего пользования, к которым примыкают внутрихозяйственные дороги, назначенный на перспективный период.

Перед выбором варианта дорожной одежды оптимального типа и расчетом ее конструктивных слоев необходимо в первую очередь использовать все возможности обеспечения максимальной прочности и устойчивости земляного полотна, предусматривая:

необходимое возвышение насыпи над уровнем грунтовых или поверхностных вод:

надежный отвод поверхностных вод, поступающих к земляному полотну, а также конструктивные мероприятия по отводу воды из-под проезжей части;

возведение насыпи из устойчивых грунтов и придание им наибольшей возможной плотности;

назначение соответствующей крутизны откосов насыпей и выемок и укрепление их;

мероприятия по регулированию водно-теплового режима (ус­трой­ство дренажей для понижения уровня грунтовых вод или их перехвата, капилляропрерывающих, теплоизолирующих, морозозащитных и других слоев).

В результате сравнения технико-экономических показателей следует принимать наиболее экономичный вариант системы "земляное полотно - дорожная одежда".

5.5. Сборные покрытия из железобетонных плит допускается принимать для внутрихозяйственных дорог I-с категории и внутриплощадочных производственных дорог в районах со сложными инженерно-геологическими и гидрогеологическими условиями; где отсутствуют местные дорожно-строительные материалы, пригодные для устройства равнопрочных покрытий другого вида; при реконструкции дорог на действующих животноводческих комплексах, фермах и других объектах, на которых по условиям технологии сельскохозяйственного производства не допускается перерыв движения транспортных средств, а также в местах пересечений дорог I-с и II-с с категорий, где предполагается регулярный (более 10 единиц в сутки) проезд транспортных средств и сельскохозяйственных машин на гусеничном ходу.

5.6. Для внутрихозяйственных дорог следует предусматривать  применение наименьшего количества типов дорожных одежд,  близких по прочности и технико-экономическим показателям,  а также по технологии строительства.

5.7. При выполнении расчетов и конструирования дорожных  одежд следует руководствоваться следующими значениями  проектных сроков их службы до капитального ремонта:

дорожные одежды капитального типа с покрытиями:

из цементобетона - не менее 25 лет;

из асфальтобетона - не менее 20 лет;

дорожные одежды облегченного типа - не менее 15 лет;

дорожные одежды переходного типа - не менее 6 лет.

5.8. Морозостойкость цементобетона должна быть не ниже указанной в табл. 17.

Таблица 17

Расчетная температура

Морозостойкость цементобетона, не ниже

наружного воздуха

наиболее холодного

месяца, °С

для однослойного и верхнего слоя двухслойного покрытия

для нижнего слоя двухслойного

покрытия

От 0 до минус 5

Мрз 100

Мрз 50

Ниже минус 5 до минус 15

Мрз 150

Мрз 75

Ниже минус 15

Мрз 200

Мрз 100

Примечание. Расчетная среднемесячная температура наружного воздуха принимается согласно СНиП 2.01.01-82.

5.9. Общую толщину дорожной одежды и ее отдельных конструктивных слоев следует определять расчетом в соответствии с ожидаемыми интенсивностью и составом движения, модулем упругости грунта земляного полотна и повторностью воздействия подвижных нагрузок за период службы покрытия, а также с учетом фактической влажности грунта в период наибольшего увлажнения земляного полотна.

Наименьшие толщины конструктивных слоев дорожной одежды из разных материалов в уплотненном состоянии приведены в табл. 18.

Таблица 18

Материалы конструктивных слоев дорожной одежды

Толщина, см

Цементобетон монолитный

16

Асфальтобетон, укладываемый в горячем и теплом состоянии:

 

однослойный

5

лвухслойный

8

Асфальтобетон однослойный, укладываемый в холодном состоянии

4

Щебень или гравий, обработанные в установке или методами пропитки и смешения на дороге

8

Грунты и малопрочные каменные материалы, обработанные органическими и минеральными вяжущими

10

Щебеночные и гравийные материалы, не обработанные вяжущими:

 

на песчаном основании

15

на прочном (каменном или из укрепленного грунта) основании:

 

для щебня

8

для гравия

10

При этом толщина конструктивного слоя должна быть во всех случаях не меньше чем 1,5 размера наиболее крупной фракции применяемого в слое минерального материала.

5.10. В качестве расчетной следует принимать нагрузку на одиночную ось двухосного автомобиля, равную 100 кН (10 тс). Остальные нагрузки надлежит приводить к расчетной.

5.11. Для предохранения дорожной одежды капитального и облегченного типов от недопустимого морозного пучения в качестве противопучинных мероприятий следует предусматривать: увеличение высоты насыпи или понижение уровня грунтовых вод, устранение источников увлажнения, устройство верхней части земляного полотна из неподверженных пучению или слабопучинистых грунтов, устройство в основании дорожной одежды специальных теплоизолирующих, гидроизолирующих, капилляропрерывающих и других слоев (прослоек).

5.12. Дренирующие слои в основании дорожной одежды следует предусматривать для земляного полотна, сложенного из глинистых и пылеватых грунтов, в следующих случаях:

при 3 типе местности по характеру поверхностного стока и степени увлажнения - во всех дорожно-климатических зонах;

при 2 типе местности - во II и III дорожно-климатических зонах.

5.13. Укрепленные части обочин по своей прочности должны допускать систематические выезды транспортных средств на обочину без существенной ее деформации.

5.14. Тракторные дороги, располагаемые на отдельном земляном полотне, следует проектировать грунтовыми, укрепленными в пониженных местах местными каменными материалами и отходами промышленного производства. Полоса движения, предназначенная для транспортных средств на гусеничном ходу и расположенная на совмещенном земляном полотне, должна быть укреплена местными материалами.