РД 10-231-98 СТРОПЫ ГРУЗОВЫЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ - 2. Технические требования 2.1. общие требования

Содержание материала

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Общие требования

2.1.1. Грузовые стропы должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего РД, Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, а  также  конструкторской  документации, утвержденной в установленном порядке.

Проектирование и изготовление грузовых стропов должно проводиться в организациях и на предприятиях, имеющих лицензию (разрешение) органов Госгортехнадзора России и располагающих квалифицированными специалистами и техническими средствами, обеспечивающими их проектирование и изготовление в полном соответствии с требованиями настоящего нормативного документа.

Для получения разрешения (лицензии) на изготовление стропов предприятие-изготовитель должно представить в территориальные органы госгортехнадзора документы, указанные в п. 2.1 Положения о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами, утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 03.07.93 № 20.

К заявлению предприятия-изготовителя стропов должны быть приложены и другие документы, подтверждающие возможность и готовность качественного изготовления стропов, в том числе:

- технические условия на изготовление, утвержденные в установленном порядке,

- рабочие чертежи стропов,

- описание технологического процесса изготовления стропов (технологические карты),

- сертификаты на канаты и цепи,

- справка о наличии аттестованных специалистов (при необходимости выполнения сварочных работ).

Разрешение (лицензия) на изготовление стропов выдается территориальными органами Госгортехнадзора России на основании результатов проверки предприятия-изготовителя и рассмотрения представленной им документации. Стропы, изготавливаемые для сторонних организаций, должны быть снабжены паспортом, форма паспорта приведена в приложении 4.

 

(Измененная редакция, Изм. № 1)

 

2.1.2. Расчет канатов и цепей стропов, используемых как для  непосредственной обвязки груза, так и для захвата последнего с  помощью концевых звеньев, производят на растяжение.

2.1.3. Определение усилий в канатах и цепях двух-, трех- и четырехветвевых стропов при отсутствии дополнительных требований производят исходя из условия, что углы между ветвями  не превышают 90°  (рис. 1).

2.1.4. Расчет трех- и четырехветвевых стропов при отсутствии  гарантии равномерности распределения нагрузок между ветвями  производят исходя из условия, что груз удерживается только двумя ветвями.

 

(Измененная редакция, Изм. № 1)

 

2.1.5. При расчете на действие номинальной нагрузки запас прочности для канатов и цепей по отношению к разрушающей нагрузке, указанной в их сертификате, должен быть не менее 6,0 и 5,0 соответственно.

2.1.6. При проверке прочности сечения рабочей части крюка стропа и учете кривизны последнего запас прочности по отношению к пределу текучести материала принимают не менее 1,2, а для сечения ветвей головки крюка с проушиной при расчете на растяжение - не менее 1,5.

2.1.7. При расчете петель всех типов их прямолинейные участки рассчитывают на растяжение; запас прочности по отношению  к  пределу прочности материала должен быть не менее 5,0. Для криволинейных участков при расчете с учетом их кривизны запас прочности для  внутренней стороны сечения должен быть не менее 1,1 по отношению к пределу текучести материала, а на внешней стороне - не менее 1,3 по  отношению  к пределу прочности материала.

2.1.8. Грузоподъемность цепных стропов, предназначенных для перемещения грузов, имеющих температуру свыше 300°С,  но  не  более 500°С, снижают на 25 %, а свыше 500°С - на 50 %.

2.1.9. Канатные стропы, ветви которых изготовлены из канатов с органическим сердечником, допускается применять  для  транспортирования грузов, имеющих температуру не выше 100°С, а стропы,  ветви которых изготовлены из канатов с металлическим сердечником, с  заделкой концов каната опрессовкой алюминиевыми втулками, -  не  выше  150°С.

Грузоподъемность стропов с ветвями из каната со стальным сердечником при перемещении грузов, имеющих температуру от 250 до 400°С, снижают на 25 %; перемещение грузов, имеющих температуру свыше 400°С, не допускается.

2.1.10. Отклонение длины ветвей, используемых для комплектации одного стропа, не должно превышать 1 % от длины ветви.