МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ
Бетон
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
3.18*. В конструкциях мостов и труб следует предусматривать применение конструкционного тяжелого бетона со средней плотностью от 2200 до 2500 кг/м3 включ.*, соответствующего ГОСТ 26633-91.
______________
* Изложенные в разделе нормы и требования относятся к бетону с указанной плотностью, который далее (без указания плотности) именуется «тяжелый бетон».
Применение бетона с другими признаками и плотностью допускается в опытных конструкциях в установленном порядке.
Бетон конструкции по прочности на сжатие характеризуется проектным классом, передаточной и отпускной прочностями. Класс бетона по прочности на сжатие «В» определяется значением гарантированным, обеспеченностью 0,95, прочностью на сжатие, контролируемой на кубах 150´150´150 мм в установленные сроки.
Проектный класс бетона «В» — это прочность бетона конструкции, назначаемая в проекте.
Передаточная прочность бетона — прочность (соответствующая классу) бетона в момент передачи на него усилия в процессе изготовления и монтажа (см. п. 3.31*).
Отпускная прочность бетона — прочность (соответствующая классу) бетона в момент отгрузки (замораживания) его со склада завода-изготовителя.
3.19*. Для конструкций мостов и труб следует применять тяжелый бетон классов по прочности на сжатие В20, В22,51, В25, В27,51, ВЗО, В35, В40, В45, В50, В55 и В60.
_____________
1 Бетон классов В22,5 и В27,5 следует предусматривать при условии, что это приводит к экономии цемента и не снижает других технико-экономических показателей конструкции.
В зависимости от вида конструкций, их армирования и условий работы применяемый бетон должен соответствовать требованиям, приведенным в табл. 21*.
Таблица 21*
Вид конструкций, армирование и условия работы |
Бетон класса по прочности на сжатие, не ниже |
1. Бетонные |
В20 |
2. Железобетонные с напрягаемой арматурой при расположении1: |
|
а) в зоне переменного уровня воды |
В25 |
б) в надземных частях сооружения |
В22,5 |
в) в подземных частях сооружения, а также во внутренних полостях сборно-монолитных опор |
В20 |
3. Предварительно наряженные железобетонные: |
|
а) без анкеров: |
|
при стержневой арматуре классов: |
|
А-IV, Aт-IV |
B25 |
A-V, Aт-V |
B30 |
Aт-VI |
B35 |
при проволочной арматуре: |
|
из одиночных проволок класса Вр |
В35 |
из одиночных арматурных канатов класса К-7 |
В35 |
б) с анкерами: |
|
при проволочной арматуре: |
|
класса В (при наружных или внутренних анкерах) |
В25 |
из одиночных арматурных канатов класса К-7 |
В25 |
из пучков канатов класса К-7 |
В35 |
при стальных канатах (со свивкой спиральной, двойной и закрытых) |
В35 |
4. Блоки облицовки опор на реках с ледоходом при расположении мостов в районах со средней температурой наружного воздуха наиболее холодной пятидневки, °С: |
|
минус 40 и выше |
В35 |
ниже минус 40 |
В45 |
_____________
1 Характеристика зон указана в сноске1 и в примечаниях к табл. 22*.
Для омоноличивания напрягаемой арматуры, располагаемой в открытых каналах, следует предусматривать бетон класса по прочности на сжатие не ниже В30.
Инъецирование арматурных каналов в предварительно напряженных конструкциях должно производиться раствором прочностью на 28-й день не ниже 29,4 МПа (300 кгс/см2).
Для омоноличивания стыков сборных конструкций следует применять бетон класса по прочности на сжатие не ниже принятого для стыкуемых элементов.
3.20*. Марки бетона и раствора по морозостойкости F в зависимости от климатических условий зоны строительства, расположения и вида конструкций следует принимать по табл. 22*.
Таблица 22*
Климатические |
Расположение конструкций и их частей |
|||||
условия, характеризуемые среднемесячной |
в надводной, подземной и надземной незатопляемой зонах1 |
в зоне переменного уровня воды2 |
||||
температурой |
Вид конструкций |
|||||
наиболее |
железобе- |
бетонные |
железобе- |
бетонные массивные |
||
холодного месяца согласно СНиП 2.01.01-82, °С |
тонные и тонкостенные бетонные (толщиной менее 0,5 м) |
массивные |
тонные и тонко-стенные бетонные |
кладка тела опор (бетон наруж-ной зоны |
кладка заполнения при блоках облицовки (бетон внутренней зоны) |
блоки облицовки |
Умеренные: |
||||||
минус 10 и выше |
200 |
100 |
200 |
100 |
100 |
- |
Суровые: |
||||||
ниже минус 10 до минус 20 включ. |
200 |
100 |
300 |
200 |
100 |
300 |
Особо суровые: |
||||||
ниже минус 20 |
300 |
200 |
300* |
300 |
200 |
400** |
_________________
1 К надземным незатопляемым зонам в опорах следует относить части, расположенные на 1 м выше поверхности грунта. Для бетона участков опор, расположенных ниже и достигающих половины глубины промерзания грунта, следует предусматривать требования, указанные для конструкций, находящихся в зоне переменного уровня воды.
2 За верхнюю границу зоны переменного уровня воды следует принимать условный уровень, который на 1 м выше наивысшего уровня ледохода, за нижнюю — уровень на 0,5 м ниже нижней поверхности слоя льда наинизшего ледостава.
* Железобетонные элементы промежуточных опор железнодорожных и совмещенных мостов на постоянных водотоках в районах с особо суровыми климатическими условиями должны иметь марку бетона по морозостойкости F400.
** Бетон блоков облицовки опор больших железнодорожных и совмещенных мостов через реки с ледоходом при толщине льда свыше 1,5 м и расположении моста в районе с особо суровыми климатическими условиями должен иметь марку по морозостойкости F500.
Примечания: 1. К бетону частей конструкций подводных (на 0,5 м ниже поверхности слоя льда наинизшего ледостава), подземных (ниже половины глубины промерзания), а также находящихся а вечномерзлых грунтах требования по морозостойкости не нормируются. В обсыпных устоях к подземным частям конструкции относятся части тела устоя, расположенные ниже половины глубины промерзания грунта конуса насыпи.
2*. Бетон: всех элементов водопропускных труб, укрепления русел рек и конусов насыпей, берегоукрепительных и регуляционных сооружений (бетон, находящийся в сезоннооттаивающем слое грунта в районах вечной мерзлоты), всех элементов мостового полотна, включая плиты проезжей части автодорожных мостов, а также бетон выравнивающего слоя одежды ездового полотна, выполняющий гидроизолирующие функции, и плиты мостового полотна в железнодорожных пролетных строениях при безбалластной езде, должен отвечать требованиям по морозостойкости, предъявляемым к бетону, находящемуся в зоне переменного уровня воды.
3*. При назначении требований по морозостойкости участков буронабивных свай в зоне переменного уровня воды за нижний уровень этой зоны принимается отметка на 0,5 м ниже нижней поверхности льда.
3.21. Марки по морозостойкости бетона тела опор и блоков облицовки для мостов, расположенных вблизи плотин гидростанций и водохранилищ, должны устанавливаться в каждом отдельном случае на основе анализа конкретных условий эксплуатации и требований, предъявляемых в этих случаях к бетону речных гидротехнических сооружений.
3.22*. В подводных и подземных сооружениях, не подвергающихся электрической и химической коррозии, следует в соответствии со СНиП 2.03.11-85 применять бетон с маркой по водонепроницаемости W4.
Остальные элементы и части конструкций, в том числе бетонируемые стыки железобетонных мостов и труб и защитный слой одежды ездового полотна, должны проектироваться из бетона, имеющего марку по водонепроницаемости не ниже W6.
В районах со средней температурой наружного воздуха наиболее холодной пятидневки ниже минус 40 °С в железобетонных опорах в зоне переменного уровня воды, в блоках облицовки опор, а также во всех случаях в выравнивающем слое бетона одно- и двухслойной одежды ездового полотна, выполняющем гидроизолирующие функции, должен применяться бетон с маркой по водонепроницаемости не ниже W8.
3.23*. В элементах конструкций, предназначенных для эксплуатации в агрессивных средах, должны приниматься бетон и защитные покрытия, обладающие стойкостью к такому воздействию, в соответствии с требованиями СНиП 2.03.11-85.