ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПОПЕРЕЧНОГО ПРОФИЛЯ ДОРОГ
4.4. Основные параметры поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог в зависимости от их категории следует принимать по табл. 4.
4.5. На участках автомобильных дорог I-a, I-б и II категорий, где интенсивность движения за первые пять лет эксплуатации дорог достигает 50% и более расчетной перспективной, в местах, определяемых и обосновываемых проектом, а также в местах пересечений, примыканий и съездов с дорог I-a, I-б и II категорий (на которых не предусматривается устройство переходно-скоростных полос) на обочинах на расстоянии не менее 100 м в обе стороны следует предусматривать устройство остановочных полос шириной 2,5 м согласно п. 7.31.
Таблица 4
Параметры элементов |
Категории дорог |
|||||
дорог |
I-a |
I-б |
II |
III |
IV |
V |
Число полос движения |
4; 6; 8 |
4; 6; 8 |
2 |
2 |
2 |
1 |
Ширина полосы движения, м |
3,75 |
3,75 |
3,75 |
3,5 |
3 |
- |
Ширина проезжей части, м |
2х7,5; 2х11,25; 2х15 |
2х7,5; 2х11,25; 2х15 |
7,5 |
7 |
6 |
4,5 |
Ширина обочин, м |
3,75 |
3,75 |
3,75 |
2,5 |
2 |
1,75 |
Наименьшая ширина укрепленной полосы обочины, м |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
0,5 |
0,5 |
- |
Наименьшая ширина разделительной полосы между разными направлениями движения, м |
6 |
5 |
- |
- |
- |
- |
Наименьшая ширина укрепленной полосы на разделительной полосе, м |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
Ширина земляного полотна, м |
28,5; 36; 43,5 |
27,5; 35; 42,5 |
15 |
12 |
10 |
8 |
Примечание. В обоснованных случаях на дорогах II категории допускается устройство четырехполосной проезжей части с шириной полосы движения 3,5 м при расчетной скорости движения не болей 100 км/ч.
Покрытия на обочинах и укрепленных полосах разделительных полос должны отличаться по цвету и внешнему виду от покрытий проезжей части или отделяться разметкой. Обочины по своей прочности должны допускать выезд на них транспортных средств.
(Измененная редакция, Изм. № 5)
4.6. Число полос движения на дорогах I категории следует устанавливать в зависимости от интенсивности движения и рельефа местности по табл. 5.
Таблица 5
Рельеф местности |
Интенсивность движения, прив. ед/сут |
Число полос движения |
Равнинный и пересеченный |
Св. 14 000 до 40 000 |
4 |
« 40 000 « 80 000 |
6 |
|
« 80 000 |
8 |
|
Горный |
Св. 14 000 до 34 000 |
4 |
« 34 000 « 70 000 |
6 |
|
« 70 000 |
8 |
Строительство дорог с многополосной проезжей частью надлежит обосновывать сопоставлением с вариантами сооружения дорог по раздельным направлениям.
При наличии данных число полос движения допускается устанавливать в зависимости от расчетной часовой интенсивности движения (п. 1.5), коэффициента загрузки дороги движением и расчетной пропускной способности полосы движения.
(Измененная редакция, Изм. № 5)
4.7. Дополнительные полосы проезжей части для грузового движения в сторону подъема при смешанном составе транспортного потока следует предусматривать на участках дорог II категории, при интенсивности движения свыше 4000 прив. ед/сут (достигаемой в первые пять лет эксплуатации) также и III категории при продольном уклоне более 30 0/00 и длине участка свыше 1 км, а при уклоне более 40 ‰ - при длине участка свыше 0,5 км.
Ширину дополнительной полосы движения следует принимать равной 3,5 м на всем протяжении подъема.
Протяженность дополнительной полосы за подъемом следует принимать по табл. 6.
Таблица 6
Интенсивность движения в сторону подъема, прив. ед/сут |
3000 |
5000 |
6500 |
8000 и более |
Общая протяженность полосы за пределами подъема, м |
50 |
100 |
150 |
200 |
Переход к уширенной проезжей части следует осуществлять на участке длиной 60 м.
4.8. Ширину проезжей части дорог в пределах средней части вогнутых кривых в продольном профиле, сопрягающих участки продольных уклонов с алгебраической разностью 60 ‰ и более, следует увеличивать с каждой стороны для дорог II и III категорий на 0,5 м, а для дорог IV и V категорий - на 0,25 м по сравнению с нормами, приведенными в табл. 4.
Длина участков с уширенной проезжей частью должна быть для дорог II и III категорий не менее 100 м, для дорог IV и V категорий - не менее - 50 м.
Переход к уширенной проезжей части следует осуществлять на участке длиной 25 м для дорог II и III категорий и на участке 15 м - для дорог IV и V категорий.
4.9. На участках дорог V категории с уклонами более 60 ‰ в местах с неблагоприятными гидрогеологическими условиями и с легкоразмываемыми грунтами, с уменьшенной шириной обочин следует предусматривать устройство разъездов. Расстояния между разъездами надлежит принимать равными расстояниям видимости встречного автомобиля, но не более 1 км. Ширину земляного полотна и проезжей части на разъездах следует принимать по нормам дорог IV категории, а наименьшую длину разъезда - 30 м. Переход от однополосной проезжей части к двухполосной следует осуществлять на протяжении 10 м.
4.10. Ширину обочин дорог на особо трудных участках горной местности, на участках, проходящих по особо ценным земельным угодьям, а также в местах с переходно-скоростными полосами и с дополнительными полосами на подъем при соответствующем технико-экономическом обосновании с разработкой мероприятий по организации и безопасности движения допускается уменьшать до 1,5 м - для дорог I-а, I-б и II категорий и до 1 м - для дорог остальных категорий.
4.11. Ширину раздельной полосы на участках дорог, где в перспективе может потребоваться увеличение числа полос движения, следует увеличивать на 7,5 м против норм, приведенных в табл. 4, и принимать равной: для дорог I-а категории - не менее 13,5 м, для дорог I-б категории - не менее 12,5 м.
Поверхности разделительных полос в зависимости от их ширины, применяемых грунтов, вида укрепления и природно-климатических условий придается уклон к середине разделительной полосы или в сторону проезжей части. При уклоне поверхности разделительной полосы к середине для отвода воды следует предусматривать устройство специальных коллекторов.
4.12. Ширину разделительной полосы на участках дорог, проложенных по ценным землям, на особо трудных участках дорог в горной местности, на больших мостах, при проложении дорог в застроенных районах и т.п. при соответствующих технико-экономических обоснованиях допускается уменьшать до ширины, равной ширине полосы для установки ограждений плюс 2 м.
Переход от уменьшенной ширины разделительной полосы к ширине полосы, принятой на дороге, следует осуществлять с обеих сторон с отгоном 100 : 1 .
Разделительные полосы следует предусматривать
с разрывами длиной 30 м через 2 - 5 км для организации пропуска движения автотранспортных средств и для проезда специальных машин в периоды ремонта дорог. В периоды, когда они не используются, их следует закрывать специальными съемными ограждающими устройствами.
4.13. Ширина насыпей автомобильных дорог поверху на длине не менее 10 м от начала и конца мостов, путепроводов должна превышать расстояние между перилами моста, путепровода на 0,5 м в каждую сторону. При необходимости следует производить соответствующее уширение земляного полотна; переход от уширенного земляного полотна к нормативному надлежит выполнять на длине 15 - 25 м.
4.14. Проезжую часть следует предусматривать с двускатным поперечным профилем на прямолинейных участках дорог всех категорий и, как правило, на кривых в плане радиусом 3000 м и более для дорог I категории и радиусом 2000 м и более для дорог других категорий.
На кривых в плане меньшим радиусом следует предусматривать устройство проезжей части с односкатным поперечным профилем (виражей) исходя из условий обеспечения безопасности движения автомобилей с наибольшими скоростями при данных радиусах кривых.
4.15. Поперечные уклоны проезжей части (кроме участков кривых в плане, на которых предусматривается устройство виражей ) следует назначать в зависимости от числа полос движения и климатических условий по таб. 7.
Таблица 7
Поперечный уклон, ‰ |
||||
Категория дороги |
Дорожно-климатические зоны |
|||
I |
II, III |
IV |
V |
|
I-а и I-б: а) при двускатном поперечном профиле каждой проезжей части |
15 |
20 |
25 |
15 |
б) при односкатном профиле: |
||||
первая и вторая полосы от разделительной полосы |
15 |
20 |
20 |
15 |
третья и последующие полосы |
20 |
25 |
25 |
20 |
II - IV |
15 |
20 |
20 |
15 |
Примечание: На гравийных и щебеночных покрытиях поперечный уклон принимают 25-30 ‰, а на покрытиях из грунтов, укрепленных местными материалами, и на мостовых из колотого и булыжного камня - 30-40 ‰ .
4.16. Поперечные уклоны обочин при двускатном поперечном профиле следует принимать на 10 - 30‰ больше поперечных уклонов проезжей части. В зависимости от климатических условий и типа укрепления обочин допускаются следующие величины поперечных уклонов, ‰ :
30 - 40 - при укреплении с применением вяжущих;
40 - 60 - при укреплении гравием, щебнем, шлаком или замощении каменными материалами и бетонными плитами;
50 - 60 - при укреплении дернованием или засевом трав.
Для районов с небольшой продолжительностью снегового покрова и отсутствием гололеда для обочин, укрепленных дернованием, может быть допущен уклон 50 - 80 %.
Примечание. При устройстве земляного полотна из крупно- и среднезернистых песков, а также из тяжелых суглинистых грунтов и глин уклон обочин, укрепленных засевом трав, допускается принимать равным 40 ‰.
4.17. Поперечные уклоны проезжей части на виражах следует назначать в зависимости от радиусов кривых в плане по табл. 8.
Таблица 8
Поперечный уклон проезжей части на виражах, ‰ |
|||
Радиусы кривых в плане, м |
основной, наиболее распространенный |
в районах |
|
на дорогах I-V категорий |
на подъездных дорогах к промышленным предприятиям |
с частым гололедом |
|
От 3000 до 1000 для дорог I категории |
20-30 |
- |
20-30 |
От 2000 до 1000 для дорог II-V категорий |
20-30 |
- |
20-30 |
От 1000 до 800 |
30-40 |
- |
30-40 |
От 800 до 700 |
30-40 |
20 |
30-40 |
От 700 до 650 |
40-50 |
20 |
40 |
От 650 до 600 |
50-60 |
20 |
40 |
От 600 до 500 |
60 |
20-30 |
40 |
От 500 до 450 |
60 |
30-40 |
40 |
От 450 до 400 |
60 |
40-60 |
40 |
От 400 и менее |
60 |
60 |
40 |
Примечание: Меньше значения поперечных уклонов на виражах соответствуют большим радиусам кривых, а больше - меньшим.
Если две соседние кривые в плане, обращенные в одну сторону, расположены близко одна от другой и прямая вставка между ними отсутствует или длина ее незначительна, односкатный поперечный профиль следует принимать непрерывным на всем протяжении.
В районах с незначительной продолжительностью снегового покрова и редкими случаями гололеда наибольший поперечный уклон проезжей части на виражах допускается принимать до 100‰.
На особо трудных участках по условиям застройки или рельефа местности допускается разработка индивидуальных проектов виражей с переменными поперечными уклонами (типа “ступенчатый вираж“) и уширенной проезжей частью дорог.
4.18. Переход от двускатного профиля дороги к односкатному следует осуществлять на протяжении переходной кривой, а при отсутствии ее (при реконструкции дорог) - на прилегающем к кривой прямом участке, равном длине переходной кривой.
Виражи на многополосных дорогах I категории, как правило, следует проектировать с раздельными поперечными уклонами для проезжих частей разных направлений и необходимыми мероприятиями по отводу воды с проезжих частей и разделительной полосы.
Поперечный уклон обочин на вираже следует принимать одинаковым с уклоном проезжей части дороги. Переход от нормального уклона обочин при двускатном профиле к уклону проезжей части следует производить, как правило, на протяжении 10 м до начала отгона виража.
Дополнительный продольный уклон наружной кромки проезжей части по отношению к проектному уклону на участках отгона виража не должен превышать, ‰ , для дорог :
I и II категорий ............................................................................... 5
III и V категорий в равнинной местности ...................................10
III и V категорий в горной местности ..........................................20
(Измененная редакция, Изм. № 5)
4.19. При радиусах кривых в плане 1000 м менее необходимо предусматривать уширение проезжей части с внутренней стороны за счет обочин, с тем чтобы ширина обочин была не менее 1,5 м для дорог I и II категорий и не менее 1 м для дорог остальных категорий.
Величины полного уширения двухполосной проезжей части дорог на закруглениях следует принимать по табл. 9.
Таблица 9
Радиусы кривых |
Величина уширения, м, для автомобилей и автопоездов с расстоянием от переднего бампера до задней оси автомобиля или автопоезда, м |
|||
в плане, м |
автомобилей и менее, автопоездов - 11 и менее |
13 |
15 |
18 |
1000 |
- |
- |
- |
0,4 |
850 |
- |
0,4 |
0,4 |
0,5 |
650 |
0,4 |
0,5 |
0,5 |
0,7 |
575 |
0,5 |
0,6 |
0,6 |
0,8 |
425 |
0,5 |
0,7 |
0,7 |
0,9 |
325 |
0,6 |
0,8 |
0,9 |
1,1 |
225 |
0,8 |
1,0 |
1,0 |
1,5 |
140 |
0,9 |
1,4 |
1,5 |
2,2 |
95 |
1,1 |
1,8 |
2,0 |
3,0 |
80 |
1,2 |
2,0 |
2,3 |
3,5 |
70 |
1,3 |
2,2 |
2,5 |
- |
60 |
1,4 |
2,8 |
3,0 |
- |
50 |
1,5 |
3,0 |
3,5 |
- |
40 |
1,8 |
3,5 |
- |
- |
30 |
2,2 |
- |
- |
- |
При недостаточной ширине обочин для размещения уширений проезжей части с соблюдением этих условий следует предусматривать соответствующее уширение земляного полотна. Уширение проезжей части надлежит выполнять пропорционально расстоянию от начала переходной кривой так, чтобы величины полного уширения были достигнуты к началу круговой кривой.
Величину полного уширения проезжей части для дорог с четырьмя полосами движения и более надлежит увеличивать соответственно числу полос, а для однополосных дорог - уменьшать в 2 раза по сравнению с нормами табл. 9.
В горной местности в виде исключения допускается размещать уширения проезжей части на кривых в плане частично с внешней стороны закругления.
Целесообразность применения кривых с уширениями проезжей части более 2 - 3 м следует обосновывать в проекте сопоставлением с вариантами увеличения радиусов кривых в плане, при которых не требуется устройства таких уширений.