ВСН 197-91 ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД - Расчет монолитных цементобетонных покрытий

Содержание материала

   

Расчет монолитных цементобетонных покрытий

3.9. Расчет проводят путем проверки прочности покрытия по формуле

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд (8)

где Кпр - коэффициент прочности, определяемой в зависимости от категории дороги по табл. 7; ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд - расчетная прочность бетона на растяжение при изгибе, определяемая по обязательному приложению 1; spt - напряжения растяжения при изгибе, возникающие в бетонном покрытии от действия нагрузки, с учетом перепада температуры по толщине плиты.

Напряжения растяжения при изгибе определяют по одной из двух расчетных схем, учитывающих условия контакта плиты с основанием и место расположения нагрузки.

Первая расчетная схема применяется для определения толщины покрытия при условии гарантированной устойчивости земляного полотна и отсутствия неравномерных осадок или выпучивания; характеризуется наличием полного контакта плит с основанием под всей площадью плиты. Расчетное место приложения нагрузки в дорожном покрытии - продольный внешний край в центре по длине плиты.

Вторая расчетная схема применяется для определения расстояния между поперечными швами, а также толщины плит в особых условиях для дорог низких категорий при заданной их длине на участках с ожидаемыми неравномерными осадками или неравномерным пучением земляного полотна.

3.10. По первой расчетной схеме напряжения spt (МПа) определяются, исходя из решений теории упругости, по следующей аппроксимирующей зависимости, отражающей наличие контакта плиты с основанием:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд, (9)

где Р - расчетная нагрузка, кН; Км - коэффициент, учитывающий влияние места расположения нагрузки; для неармированных покрытий Км = 1,5; для покрытий с краевым армированием или площадок с расположением полос наката не ближе чем 0,8 ширины внешнего продольного края покрытия - Км = 1,0 для продольного направления и Км = 1,5 для поперечного; Кусл - коэффициент, учитывающий условия работы; Кусл = 0,66; Кшт - коэффициент, учитывающий влияние штыревых соединений на условия контактирования плит с основанием; при наличии в поперечных швах штырей Кшт = 1, при отсутствии штырей Кшт = 1,05; h - толщина плиты; Kt - коэффициент, учитывающий влияние температурного коробления плит, определяемый по табл. 7;

Таблица 7

Дорожно-климатическая

Значения Кt, при толщине плиты, см

зона

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

II

0,95

0,93

0,90

0,87

0,85

0,83

0,80

0,77

0,73

0,70

0,67

III

0,95

0,93

0,90

0,87

0,84

0,92

0,79

0,76

0,72

0,69

0,66

IV

0,94

0,92

0,89

0,86

0,84

0,82

0,78

0,75

0,71

0,68

0,65

V

0,94

0,92

0,89

0,85

0,83

0,81

0,77

0,74

0,70

0,66

0,63

R - радиус отпечатка колеса;

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд, см (10)

qш - давление в шинах, принимаемое равным 0,6 МПа; lу - упругая характеристика плиты, см;

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд; (11)

Е и m - модуль упругости и коэффициент Пуассона бетона, определяемые по обязательному приложению 2; mо - коэффициент Пуассона основания; Еэо - эквивалентный модуль упругости основания; модуль упругости материалов основания определяются по обязательным приложениям 1 и 2.

3.11. При второй расчетной схеме при опирании на основание в ее центральной части по длине полудлина плиты А (см) определяется по формуле

A = 4(R + RВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд × Bh2/60KcP), (12)

а толщина плиты h (см) на основе формул (8) и (12)

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд (13)

где Р в кН, h, А и В в см; В - полуширина плиты см; А ³ В, Кс - коэффициент скорости потери ровности основания при ожидаемой общей просадке основания (земляного полотна) более 15 см Кс = 1,2, в остальных случаях - Кс = 1.

3.12. Необходимость устройства швов расширения определяется исходя из допустимых температурных напряжений сжатия ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд (МПа), которые для оценочных расчетов можно принять равными:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд (14)

или

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд, (15)

где у - плотность материала плиты, т/м3; h - толщина плиты, м; At = 19 МПа/м.

Из условия сохранения прочности бетона в зоне швов ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд не должно превышать 2 Вв.

3.13. Из условия прочности швы расширения устраивают, если допустимые напряжения ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд будут меньше фактических ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд (МПа), определяемых по формуле

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд, (16)

где с - коэффициент линейной температурной деформации бетона, 1/°С; с = 0,00001 1/°С; Тмакс, Тисх - максимальная и исходная температура бетона в середине по толщине плиты, °С (см. табл. п. 2.12 обязательного приложения 2).

3.14. Расстояние Lpaсш (м) между швами расширения определяется по формуле

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд, (17)

где dпр - деформация сжатия прокладки шва расширения, м;

dпр = Впр × dпрпр, (18)

Впр - ширина прокладки, м; Епр - модуль упругости прокладки, МПа; для деревянных прокладок Епр = 8 МПа; пр - обжатие шва расширения (напряжение при сжатии) МПа; для деревянных прокладок мягких пород пр =2 МПа; hnp - высота прокладки, м.

hпр = h - 0,04 (м). (19)

3.15. Диаметр dшт (см) штырей в швах вычисляют по формуле

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд, (20)

где Ршт - часть расчетной нагрузки на колесо, воспринимаемой штыревым соединением;

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд; (21)

wшт - податливость штырей при нагружении, мм; для швов сжатия wшт = 1,5 мм, для швов расширения - wшт = 2 мм; wпл - расчетный прогиб края плиты от действия нагрузки, мм; для песчаного и щебеночного основания wпл = 5 мм, для цементогрунтового основания - wпл = 3 мм; Аd - коэффициент длины зоны обжатия бетона в месте входа в него штыря; для швов сжатия Аd = 3, для швов расширения Аd = 1,5; Rи - средняя прочность бетона на сжатие, МПа: допускается принимать Ru @ 8Вв; п - количество штырей на полосе наката или на длине lу; Кд - коэффициент запаса, равный 0,75.

3.16. Длина штырей составляет 20d плюс допуск, равный 5 см, плюс прибавка на установку температурного колпачка (5 см) и на ширину шва (3 см для швов расширения).

Диаметр штырей в продольных швах определяется из требуемой площади поперечного сечения Fа (см2/м) арматуры:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд, (22)

где f - коэффициент трения-сцепления плиты с основанием; принимается f = 1,5, i - поперечный уклон, доли единицы; i = 0,05; Rs - расчетное сопротивление арматуры по СНиП 2.03.01-84; кгс/см2; В, h в см; у в т/м3.

Длина гладких штырей в продольных швах равна 40dшт + 5 см, из стержней периодического профиля - 35dшт + 5 см, при диаметре шпилек для крепления штырей 8 - 10 мм и при надежной приварке их к штырям - 22dшт + 5 см