Расчет монолитных цементобетонных покрытий
3.9. Расчет проводят путем проверки прочности покрытия по формуле
(8)
где Кпр - коэффициент прочности, определяемой в зависимости от категории дороги по табл. 7; - расчетная прочность бетона на растяжение при изгибе, определяемая по обязательному приложению 1; spt - напряжения растяжения при изгибе, возникающие в бетонном покрытии от действия нагрузки, с учетом перепада температуры по толщине плиты.
Напряжения растяжения при изгибе определяют по одной из двух расчетных схем, учитывающих условия контакта плиты с основанием и место расположения нагрузки.
Первая расчетная схема применяется для определения толщины покрытия при условии гарантированной устойчивости земляного полотна и отсутствия неравномерных осадок или выпучивания; характеризуется наличием полного контакта плит с основанием под всей площадью плиты. Расчетное место приложения нагрузки в дорожном покрытии - продольный внешний край в центре по длине плиты.
Вторая расчетная схема применяется для определения расстояния между поперечными швами, а также толщины плит в особых условиях для дорог низких категорий при заданной их длине на участках с ожидаемыми неравномерными осадками или неравномерным пучением земляного полотна.
3.10. По первой расчетной схеме напряжения spt (МПа) определяются, исходя из решений теории упругости, по следующей аппроксимирующей зависимости, отражающей наличие контакта плиты с основанием:
, (9)
где Р - расчетная нагрузка, кН; Км - коэффициент, учитывающий влияние места расположения нагрузки; для неармированных покрытий Км = 1,5; для покрытий с краевым армированием или площадок с расположением полос наката не ближе чем 0,8 ширины внешнего продольного края покрытия - Км = 1,0 для продольного направления и Км = 1,5 для поперечного; Кусл - коэффициент, учитывающий условия работы; Кусл = 0,66; Кшт - коэффициент, учитывающий влияние штыревых соединений на условия контактирования плит с основанием; при наличии в поперечных швах штырей Кшт = 1, при отсутствии штырей Кшт = 1,05; h - толщина плиты; Kt - коэффициент, учитывающий влияние температурного коробления плит, определяемый по табл. 7;
Таблица 7
Дорожно-климатическая | Значения Кt, при толщине плиты, см | ||||||||||
зона | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
II | 0,95 | 0,93 | 0,90 | 0,87 | 0,85 | 0,83 | 0,80 | 0,77 | 0,73 | 0,70 | 0,67 |
III | 0,95 | 0,93 | 0,90 | 0,87 | 0,84 | 0,92 | 0,79 | 0,76 | 0,72 | 0,69 | 0,66 |
IV | 0,94 | 0,92 | 0,89 | 0,86 | 0,84 | 0,82 | 0,78 | 0,75 | 0,71 | 0,68 | 0,65 |
V | 0,94 | 0,92 | 0,89 | 0,85 | 0,83 | 0,81 | 0,77 | 0,74 | 0,70 | 0,66 | 0,63 |
R - радиус отпечатка колеса;
, см (10)
qш - давление в шинах, принимаемое равным 0,6 МПа; lу - упругая характеристика плиты, см;
; (11)
Е и m - модуль упругости и коэффициент Пуассона бетона, определяемые по обязательному приложению 2; mо - коэффициент Пуассона основания; Еэо - эквивалентный модуль упругости основания; модуль упругости материалов основания определяются по обязательным приложениям 1 и 2.
3.11. При второй расчетной схеме при опирании на основание в ее центральной части по длине полудлина плиты А (см) определяется по формуле
A = 4(R + R × Bh2/60KcP), (12)
а толщина плиты h (см) на основе формул (8) и (12)
(13)
где Р в кН, h, А и В в см; В - полуширина плиты см; А ³ В, Кс - коэффициент скорости потери ровности основания при ожидаемой общей просадке основания (земляного полотна) более 15 см Кс = 1,2, в остальных случаях - Кс = 1.
3.12. Необходимость устройства швов расширения определяется исходя из допустимых температурных напряжений сжатия (МПа), которые для оценочных расчетов можно принять равными:
(14)
или
, (15)
где у - плотность материала плиты, т/м3; h - толщина плиты, м; At = 19 МПа/м.
Из условия сохранения прочности бетона в зоне швов не должно превышать 2 Ввtв.
3.13. Из условия прочности швы расширения устраивают, если допустимые напряжения будут меньше фактических (МПа), определяемых по формуле
, (16)
где с - коэффициент линейной температурной деформации бетона, 1/°С; с = 0,00001 1/°С; Тмакс, Тисх - максимальная и исходная температура бетона в середине по толщине плиты, °С (см. табл. п. 2.12 обязательного приложения 2).
3.14. Расстояние Lpaсш (м) между швами расширения определяется по формуле
, (17)
где dпр - деформация сжатия прокладки шва расширения, м;
dпр = Впр × dпр/Епр, (18)
Впр - ширина прокладки, м; Епр - модуль упругости прокладки, МПа; для деревянных прокладок Епр = 8 МПа; s¢пр - обжатие шва расширения (напряжение при сжатии) МПа; для деревянных прокладок мягких пород s¢пр =2 МПа; hnp - высота прокладки, м.
hпр = h - 0,04 (м). (19)
3.15. Диаметр dшт (см) штырей в швах вычисляют по формуле
, (20)
где Ршт - часть расчетной нагрузки на колесо, воспринимаемой штыревым соединением;
; (21)
wшт - податливость штырей при нагружении, мм; для швов сжатия wшт = 1,5 мм, для швов расширения - wшт = 2 мм; wпл - расчетный прогиб края плиты от действия нагрузки, мм; для песчаного и щебеночного основания wпл = 5 мм, для цементогрунтового основания - wпл = 3 мм; Аd - коэффициент длины зоны обжатия бетона в месте входа в него штыря; для швов сжатия Аd = 3, для швов расширения Аd = 1,5; Rи - средняя прочность бетона на сжатие, МПа: допускается принимать Ru @ 8Ввtв; п - количество штырей на полосе наката или на длине lу; Кд - коэффициент запаса, равный 0,75.
3.16. Длина штырей составляет 20d плюс допуск, равный 5 см, плюс прибавка на установку температурного колпачка (5 см) и на ширину шва (3 см для швов расширения).
Диаметр штырей в продольных швах определяется из требуемой площади поперечного сечения Fа (см2/м) арматуры:
, (22)
где f - коэффициент трения-сцепления плиты с основанием; принимается f = 1,5, i - поперечный уклон, доли единицы; i = 0,05; Rs - расчетное сопротивление арматуры по СНиП 2.03.01-84; кгс/см2; В, h в см; у в т/м3.
Длина гладких штырей в продольных швах равна 40dшт + 5 см, из стержней периодического профиля - 35dшт + 5 см, при диаметре шпилек для крепления штырей 8 - 10 мм и при надежной приварке их к штырям - 22dшт + 5 см