ВСН 197-91 ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД - Выбор рациональных вариантов конструкции жестких дорожных одежд Приложение 4

Содержание материала

      

Приложение 4

Рекомендуемое

ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНЫХ ВАРИАНТОВ КОНСТРУКЦИИ ЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД

Рациональные конструкции жестких дорожных одежд, а иногда и рациональная технология их изготовления определяются по следующим показателям:

приведенной стоимости (стоимости, отнесенной к сроку службы покрытия);

стоимости технологического оборудования, отнесенной к стоимости дорожной одежды;

трудоемкости;

сроку строительства;

материалоемкости;

объему привозных материалов и объему фондируемых или дефицитных материалов.

А. Определение стоимости конструкций

Стоимость конструкции определяется как сумма стоимостей материалов (См), оборудования (Соб) и строительных работ (Ср):

Ск = См + Соб + Ср, (1)

где См = Vщ × Цщ + Vп × Цп + Vц × Цц + Vд × Цд + Vа × Ца; (2)

Vщ, Vп, Vц Vд, Vа - объем соответственно щебня, песка, цемента, добавок и асфальтобетона на единицу продукции, например на 1 км дорожной одежды; Цщ, Цп, Цц, Цд, Ца - деньги этих же материалов франко-база;

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд; (3)

Цт.об, Lт.об - цена технологического оборудования и его ресурс в километрах покрытия; Ца.тр и Lа.тр - цена автомобилей, вывозящих материалы с базы на трассу, и их ресурс в километрах покрытия;

Ср = åЗp × nр;

Зр и nр - заработная плата по разрядам и количество человеко-дней по разрядам на 1 км.

Б. Определение приведенной стоимости дорожной одежды

Приведенная стоимость Спр (стоимость, отнесенная к сроку службы покрытия) определяется по формуле

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд,

где Тпрог - прогнозируемый срок службы покрытия до проведения капитального ремонта или до заранее условленного 100%-го износа покрытия по ряду параметров - ровности, величине уступов между плитами, трещино- и морозостойкости (морозному шелушению).

При отсутствии данных по качеству выполнения дорожно-строительных работ величина Тпрог принимается для цементобетонных покрытий с высокой интенсивностью движения (1000 и более расчетных циклов нагружения в сутки) не менее 25 лет, для покрытий с меньшей интенсивностью - не менее 15 лет, для асфальтобетонных покрытий на бетонном основании - не менее 15 лет и для сборных покрытий в Западной Сибири, не закрытых защитными слоями, - не менее 12 лет.

Если данные по качеству строительства дорог в аналогичных условиях имеются, то для дорожной одежды с цементобетонным покрытием

Тпрог = Тмакс × Куст × Кст × Кров × Кт × Кп × Кмрз,

где Тмакс - максимально возможная долговечность, которую для оценочных расчетов можно принять равной 40 годам;

Куст - коэффициент, учитывающий влияние строительных уступов в поперечных швах;

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд;

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд - средняя высота уступов между плитами сразу же после строительства (данные толчкомера, деленные на количество поперечных швов на 1 км покрытия, или данные непосредственных замеров);

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд - предельно-допустимая величина уступов, принимаемая равной 2 см,

Кст - коэффициент, учитывающий влияние стыковых соединений;

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд;

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд и ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд - фактическая и требуемая по расчету прочности стыковых соединений;

Кров - коэффициент, учитывающий влияние осадки земляного полотна в процессе эксплуатации;

Кров = 1 - 0,02уост;

уост - ожидаемая полная осадка земляного полотна;

Кr - коэффициент, учитывающий влияние перегруженности основания;

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд;

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд и ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд - фактически достигаемый и требуемый по расчету эквивалентные модули упругости основания;

Кп - коэффициент перегруженности покрытия;

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд:

hф и hп - фактическая (средняя по участкам) и проектная толщины покрытия;

Кмрз - коэффициент морозостойкости (долговечности) бетона:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд;

Fф - фактическая морозостойкость бетона; определяют испытаниями или для оценочных расчетов на основе состава бетона по формуле (считая, что качество материалов отвечает нормам)

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд;

vв.в - фактическое количество вовлеченного воздуха; % массы цемента;

Кодн - коэффициент однородности; при уплотнении бетона поверхностными вибраторами Кодн = 0,33, глубинными вибраторами с удалением цементного молока с поверхности покрытия - Кодн = 0,50; mусл - коэффициент, учитывающий условия эксплуатации; при использовании в первый год эксплуатации для борьбы с гололедом хлористых солей, или при воздействии на бетон органических кислот, или при незаполненных швах mусл = 0,5; в остальных случаях mусл = 1,0;

Fтp - требуемая морозостойкость бетона.

В. Определение стоимости и приведенной стоимости технологического оборудования

Стоимость технологического оборудования рассчитывают по формуле (3), а его приведенная стоимость ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд - по формуле

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд. (11)

Г. Определение трудоемкости

Трудоемкость С (чел.-дн) вычисляют по формуле

Стр = åСоп, (12)

где Соп - трудоемкость отдельных операций.

Для оценки трудоемкости определяют относительную трудоемкость

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд. (13)

или выработку на одного рабочего

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд. (14)

Д. Определение материалоемкости

Минимум материалоемкости устанавливают путем сравнения альтернативных конструкций, уже определенных как рациональные по другим показателям. Этими альтернативными конструкциями могут быть:

цементобетонное и асфальтобетонное покрытия;

покрытия на разных видах основания (с учетом применения в зависимости от жесткости основания разных по конструкции и по стоимости бетоноукладчиков);

асфальтоцементобетонные покрытия с применением разных по составу верхних асфальтобетонных и нижних цементобетонных слоев;

цементо- и асфальтобетонные покрытия с разным расстоянием между поперечными и продольными швами;

сборные покрытия из плит различной конструкции (разной толщины, длины и ширины, с наличием надрезов в сочлененных плитах для экономии арматуры);

цементобетонные покрытия различной морозостойкости (с разным количеством воздухововлекающих добавок) и пр.

Большое разнообразие сравниваемых вариантов и зависимостей позволяет рекомендовать для определения оптимума расчетные зависимости Норм и подсчет расходов материалов исходя из данных соответствующих инструкций и рекомендаций. При этом следует обратить внимание на объемы привозных и фондируемых материалов, на влияние, оказываемое последними на долговечность конструкции.

Е. Общие рекомендации по выбору рациональных вариантов конструкции жестких дорожных одежд

При выборе рациональных вариантов конструкций дорожных одежд следует ориентироваться прежде всего на создание долговечных конструкций, так как стоимость сравниваемых видов конструкций отличается по вариантам в меньшей степени, чем приведенная к сроку службы, а последняя является объективным показателем для оценки экономичности дорожного строительства в целом и определения максимально возможной протяженности дорожной сети для данного уровня финансирования.