ВСН 197-91 ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД - Расчет колейных покрытий расчет сборных покрытий из плит

Содержание материала

     

Расчет колейных покрытий

3.20. Расчет колейных покрытий ведется так же, как и цементобетонных. Изгибающий момент в колейных покрытиях определяют с учетом ширины колей, используя существующие методы расчета балок на упругом и упругопластическом основании, учитывая перераспределение реакций отпора основания за счет его пластических деформаций под торцами плит и приложение нагрузки через штамп (см. ниже расчет сборных покрытий из плит).

Расчет сборных покрытий из плит

3.21. Расчет сборных покрытий из плит ведется на действие колесных и монтажных нагрузок. Неравномерное опирание плит на основание при укладке их на неровное и слабое основание, при температурном короблении плит или при неравномерном морозном выпучивании основания учитывают путем умножения нагрузки Р на коэффициент К, который принимается для предварительно-напряженных несочлененных плит длиной до 6 м или для элементов сочлененных плит длиной не более 2 м равным 1,1, для железобетонных плит длиной более 2 м - по расчету при неполном опирании плит на основание.

3.22. Расчет толщины плит и количества арматуры выполняют исходя из следующих условий:

а) для бетонных плит и элементов сочлененных плит - из условия прочности бетона на изгиб краевых участков плит:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд, (28)

где W - момент сопротивления плиты; ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд - изгибающий момент по краю плит от действия расчетной или монтажной нагрузки;

б) для бетонных плит и элементов с краевым армированием, выдерживающих до появления трещин усилие 0,25ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд за счет арматуры на краевых участках плит шириной 2h - из условия прочности бетона в центре плит или элементов:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд, (29)

где ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд - изгибающий момент в центре плиты;

в) для слабоармированных плит или плит с вероятностью образования одиночных трещин и для мест надрезов в сочлененных плитах - дополнительно из условия прочности сечения с узкой трещиной на действие изгибающего момента от монтажных нагрузок:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд, (30)

где 2В - ширина плиты; Fa - поперечное сечение арматуры в нижней зоне на ширине 2В, Мqx - изгибающий момент от действия монтажной нагрузки; Z - плечо внутренней пары сил, определяется по СНиП 2.03.01-84.

При работе плит на ровных основаниях, не дающих неравномерных осадок, расчет проводят из условия ограничения раскрытия трещин сверх пределов, указанных в СНиП 2.03.01-84, но не более 0,3 мм, а при работе на неустойчивых или неровных основаниях из условия работы арматуры в трещине или надрезе в качестве штыревого соединения;

г) для железобетонных плит с вероятным частым расположением узких трещин - из условия прочности армированных сечений без учета работы бетона на растяжение при действии изгибающего момента от колесной или монтажной нагрузки. При действии колесной нагрузки учитывается снижение жесткости плиты в продольном и поперечном направлениях за счет раскрытия трещин (по СНиП 2.03.01-84) или уменьшения расчетного модуля упругости сечения до уровня Е", определяемого по формуле

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд, (31)

где Е и Еа - модули упругости соответственно бетона и арматуры; Rs.ser - напряжения в арматуре после раскрытия трещин (табл. 20, СНиП 2.03.01-84); sпр - предварительное напряжение в арматуре; sпт - потери предварительного напряжения в арматуре; fа - площадь поперечного сечения арматуры; х¢- высота сжатой зоны бетона; ао -толщина защитного слоя растянутой арматуры (до оси арматуры);

д) для предварительно-напряженных плит или сечений на действие монтажных нагрузок:

по прочности напряженного бетона на растяжение при изгибе с одновременной работой на изгиб напряженной арматуры (1-я стадия) и по прочности на изгиб с появлением узких трещин (2-я стадия) по СНиП 2.03.01-84.

При действии колесных нагрузок дополнительно расчет ведут исходя из условия работы арматуры в узких трещинах в качестве штырей (3-я стадия).

3.23. Изгибающие моменты определяют при приложении нагрузки в центре, на краю, на углу и на торце, в продольном и поперечном направлениях.

Расчетную длину (Lцх) и ширину (Lцу) эпюр отпора основания определяют по формулам в случае приложения нагрузки:

в центральной части плиты

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд; (32)

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд; (33)

на торце и на углу с обратным выгибом

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд; ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд, (34)

где а и в - полудлина и полуширина отпечатка колеса, отнесенных к нейтральной линии плиты.

Для двухколесной опоры с расстоянием между отпечатками колес в¢'

а = 0,87R + 0,5h; (35)

в = 1,15R + 0,5h + 0,5в¢.

Величины Lцх, Lцу, Lтх и Lту ограничиваются размерами плит:

причем Lцх, Lцу £ А; Lтх £ В; Lту ³ 2В (рис. 9).

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд

Рис. 9. Расчетные места приложения нагрузки и расчетные точки определения изгибающих моментов в плитах сборных покрытий

При определении lху принимается во внимание модуль упругости Еэо (см. формулу (11) бетона или плиты в продольном направлении, при определении lуу - в поперечном направлении. Значение Еэо определяется при Д = 50 см.

На первой стадии при двухстадийном строительстве модуль упругости Еэо земляного полотна принимается равным 0,37 табличного значения модуля упругости (песка или супеси) или численно равен табличному значению модуль деформации.

Изгибающий момент определяют по формулам:

а) в центре плиты:

в продольном направлении

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд, (36)

в поперечном (для плит шириной не более 2,2 м)

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд, (37)

где Gа и Gв - коэффициенты влияния размеров штампа;

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд и ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд; (38)

б) на краю плиты:

продольном

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд; (39)

поперечном

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд; (40)

в) на поперечном торце плиты в продольном направлении:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд; (41)

г) на углу плиты в продольном направлении:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд. (42)

Коэффициент, учитывающий влияние соседней оси Ка, удаленной от первой оси на расстояние а1, для центральных частей плит в продольном направлении определяется по формуле

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд. (43)

За счет того, что при центральном нагружении краевые участки плит при пластических деформациях основания недогружены, продольный изгибающий момент в центре плиты уменьшается до величины, определяемой по формуле

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд; (44)

а поперечный изгибающий момент - до величины

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд. (45)

При расчете ненапряженных плит длиной более 2 м, укладываемых на неровное основание, изгибающий момент при нагружении на торце и углу плиты определяется по формулам (41) и (42), а в центре плиты - по формулам (36) и (37), причем при В > 100 см вместо Р принимается 2Р.

3.24. Изгибающий момент Mqх от монтажных нагрузок определяется по формуле

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд, (46)

где l - расстояние между монтажными скобами на длинной стороне плиты; а1 - расстояние от монтажных скоб до торцов плиты; ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд - плотность бетона; Kq - коэффициент динамичности (коэффициент прихватывания плиты к форме); для плит длиной 3,5 м и менее Kq = 1,5; для плит длиной более 3,5 м Kq = 2,0.

3.25. Количество арматуры в железобетонных и предварительно-напряженных плитах определяется исходя из изгибающих моментов, вычисленных по СНиП 2.03.01-84.

При пропаривании плит для повышения их трещиностойкости необходимо на краях располагать дополнительную арматуру диаметром 8 - 10 мм по одному стержню в верхней и нижней зонах, а в зонах заанкерования предварительно-напряженных стержней - дополнительно к расчету по два стержня диаметром 8 ¸ 10 мм.

При интенсивности движения до 1000 авт/сут количество арматуры определяется исходя из того, что на расстоянии Lтх от поперечных краев возможно появление поперечных трещин, которые существенно снижают изгибающий момент в плите в зоне трещин, а арматура должна работать в качестве штыревого соединения.

В данном случае площадь поперечного сечения арматуры Fа (см2 на длину трещины lтр)

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд, (47)

где Ри - марочная прочность бетона (средняя прочность) на сжатие; lтр - длина трещины, принимаемая равной для края плиты 0,4Lцу, для центра - 0,8.

Толщину плиты при этом устанавливают исходя из выбранного заранее расстояния между трещинами lтр (при 2А = 2lтр). Толщина может колебаться от 8 до 16 см. Общий расход арматуры определяют также из условия работы плиты на монтажные нагрузки.

Расход арматуры в сочлененных плитах рассчитывают по колесной нагрузке с помощью формулы (47), а из действия монтажной нагрузки - исходя из формулы (46). Арматуру, рассчитанную на монтажные нагрузки, располагают в верхней и в нижней зонах.

3.26. Толщину бетонных плит определяют из формулы (28), плит с краевым армированием - (29).

3.27. Шпунтовые соединения типа "выступ - паз", которые целесообразно устраивать на поперечных гранях плит, должны быть шириной 0,25h и иметь плавные очертания. Высота гребня или глубина паза 1,9 - 2,5 см.

На продольных гранях можно устраивать сдвоенные или строенные пазы общей шириной 0,3h и глубиной 5 - 8 мм.

Прочность стыковых соединений должна быть не менее Ртр и определяется по формуле (21).

Фактическую прочность горизонтальной скобы ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд (МПа) при длине в зоне заделки не менее 10 d вычисляют по формуле

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд, (48)

где d - диаметр арматуры скобы; Fn - площадь опирания полки скобы на бетон.

Прочность сварки скоб определяют по нормам расчета стальных конструкций на повторную нагрузку, исходя из площади поперечного сечения сварного шва.

Допустимое усилие на вертикальную скобу рассчитывают по прочности анкерной заделки скобы в бетон:

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд. (49)

Допустимое усилие на горизонтальную монтажную скобу при подъеме плит определяют по формуле

ВСН 197-91 Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд. (50)

Это усилие должно составлять не менее половины веса плиты.