СП 42-101-2003 Общие положения по проектированию и строи­тельству газораспределительных систем ч. 3 - Расчеты геометрических параметров пилотной скважины

Содержание материала

 

СП 42-101-2003

Расчеты геометрических параметров пилотной скважины

Л.2.2 Расстояние Д. от лафета бурильной установки до точки входа буровой головки в землю (точки забуривания) во входном при­ямке (рисунок Л.2) определяется по фор­муле

СП 42-101-2003 Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб

(4)

где Ls - расстояние по горизонтали от лафета буровой установки до точки входа буровой головки в землю во вход­ном приямке, м;

Ds - глубина точки входа бура в землю во входном приямке (определяется проектом), м;

а, - угол входа бура в землю (угол забу­ривания) (характеристика буровой установки), град.

Л.2.3 Радиус кривизны пилотной скважи­ны Л, при забуривании (рисунок Л.1) опреде­ляется при переходе от максимального угла при забуривании к нулевому на максимальной глу­бине (пилотная скважина выполняется по плав­ной дуге) и по формуле

СП 42-101-2003 Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб

где /?, - радиус кривизны пилотной скважи­ны при забуривании, м; Z)j - заглубление пилотной скважины от точки забуривания (определяется проектом).

Длина пилотной скважины /, при переходе от максимального угла при забуривании к пу­левому углу (рисунки Л.1, Л.2) рассчитывает­ся по формуле

СП 42-101-2003 Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб

(6)

где /, - расчетная длина пилотной скважи­ны от точки забуривания до точки максимального заглубления (от точ­ки М до точки /1,), м. Л.2.4 Количество буровых штанг «,, необ­ходимое для выполнения пилотной скважины длиной /,, определяется по формуле

где /,

СП 42-101-2003 Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб

(7)

где /ш - длина одной штанги;

л, - количество буровых штанг, необхо­димое для бурения пилотной сква­жины ДЛИНОЙ /!.

СП 42-101-2003 Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб

Рисунок Л.2 - Схема забуривания пилотной скважины

СП 42-101-2003 Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб

Рисунок Л.З - Схема перехода пилотной скважины от максимального угла забуривания к нулевому углу

СП 42-101-2003

Л.2.5 Величина изменения текущего угла Да, на каждой штанге при выполнении пилотной сква­жины на длине l1, рассчитывается по формуле

Δα1 = α1/n1(8)

где Δα1 - изменение угла на каждой штанге.

Л.2.6 Для упрощенных расчетов величины заглубления буровой головки в земле при пе­реходе от максимального угла при забуривании (рисунки Л.2, Л.З) к нулевому при горизон­тальном положении буровой головки необхо­димо определить средний расчетный текущий угол Δα1-i (расч) по формуле

Δα1-i (расч) =(Δα1 - Δαi)/2

где Δα1-i(расч)- средний расчетный текущий угол

для вычислений;

αi- текущий угол (в пределах от α1 при забуривании до 0°), рассчи­тывается по формуле

αi = α1 - i Δα1 (10),

где i- текущее число штанг, необходи­мое для проходки пилотной сква­жины длиной l1(i = 1; 2; 3,..., n). Л.2.7 Расчет текущего заглубления пилот­ной скважины D1-i (рисунки Л.2, Л.З)

D1-i = l1-i(pacч), (11)

где l1- i - текущая длина пилотной скважи­ны (от 0 до l1);

α1-i (расч) - средний текущий расчетный угол. На рисунке Л.З графически показаны:

- текущая длина пилотной скважины: li = l1-1; l1-2; l1-3, ...l1;

- текущее заглубление пилотной скважины: Di = D1-1; D1-2; D1-3, ..., D1.

При этом расчет текущего заглубления на выходе газопровода (на длине l2) выполняется аналогично расчету на входе (на длине l1).

Л.2.8 Радиус кривизны пилотной скважи­ны R2 на выходе пилотной скважины из грунта (рисунок Л.1) рассчитывается по формуле

R2 = D2/1- соsα2

где R2 - радиус кривизны пилотной скважи­ны на выходе, м;

α2 - угол на выходе, град;

D2 - заглубление пилотной скважины на выходе, определяется по формуле

D2 = D2 - h2, (13)

где h2 - перепад по высоте точки выхода пи­лотной скважины относительно точ­ки забуривания, м.

Л.2.9 Длина пилотной скважины l2 при пе­реходе от нулевого угла на максимальной глубине к углу на выходе в выходном приямке (рисунок Л.1) определяется по формуле

L2 = 2πR2α2/360

где l2 - теоретическая длина пилотной сква­жины от точки максимальной глуби­ны до точки выхода в выходном при­ямке (от точки А2 до точки Н), м. Л.2.10 Общая длина пилотной скважины l

от точки входа до точки выхода (рисунок Л.1)

состоит из:

l = l1 + lпр + l2 ,

где lпр - длина прямолинейного участка;

l пр- общая длина пилотной скважины от точки входа до точки выхода (от точ­ки М до точки Я).

СП 42-101-2003 Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб

Рисунок Л.4- Расчетные параметры пилотной скважины

СП 42-101-2003

При наличии нескольких прямолинейных и криволинейных участков общую длину пилотной скважины рассчитывают по формуле

L = l1+l1пр+ l1кр+ l2пр + l2кр + l3пр + ...+ l2 (16)

где l1пр; l1кр; - длины различных прямолиней-

l2 ; l2кр; lЗпр ных и криволинейных участков.

Л.2.11 Длина пилотной скважины в плане L, от точки входа в грунт до точки максималь­ного заглубления (рисунок Л.1) определяется по формуле

СП 42-101-2003 Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб (17)

где L, - длина пилотной скважины в

плане от точки М до точки А1'.

Л.2.12 Длина пилотной скважины в плане

L2 от точки максимального заглубления до точки

выхода из земли определяется по формуле

СП 42-101-2003 Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб (18)

где L2 - длина пилотной скважины в

плане от точки А2' до точки Н.

Л.2.13 Общая длина пилотной скважины в

плане L от точки забуривания до точки выхода

пилотной скважины из земли состоит из

СП 42-101-2003 Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб (19)

где L - длина прямолинейного участ­ка в плане;

L - общая длина пилотной скважи­ны в плане от точки М до точ­ки Н.

При наличии нескольких прямолинейных и криволинейных участков длину трассы рассчи­тывают по формуле

СП 42-101-2003 Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб (20)

где L1np, L1Kp, L2np,- длины конкретных кри-

L3кр L3пр и т. д. волинейных и прямоли­нейных участков пилот­ной скважины в плане.

По результатам расчетов параметров трас­сы газопровода оформляют профиль бурения (форма Г) и карту бурения (форма Д).

Л.2.14 Для расчета тяговых усилий при го­ризонтальном направленном бурении необхо­димо определить общий теоретический радиус кривизны бурового канала (рисунок Л.1):

а) для простых трасс, выполненных по плавной дуге, общий теоретический радиус равен фактическому радиусу кривизны буро­вого канала и рассчитывается по формуле

СП 42-101-2003 Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб (21)

б) для сложных трасс за радиус кривизны пилотной скважины принимают радиус впи­санной окружности, наиболее приближенной к проектному профилю пилотной скважины, который рассчитывают по формуле (рисунок Л.1)

СП 42-101-2003 Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб (22)

Л.2.15 Длина плети газопровода, необходи­мая (и достаточная) для протаскивания, опре­деляется по формуле

СП 42-101-2003 Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб (23)

где lг - длина трубы прокладываемого газо­провода, м;

l - расчетная длина, м; 8 - отклонение фактической длины бу­рового канала от расчетного разме­ра: 10-20 % для газопровода из по­лиэтиленовых труб, 3-5 % для сталь­ного газопровода, м; а - участки газопровода вне бурового ка­нала: 1,5-2,5 м, м.

Л.2.16 Объем грунта VT, удаляемого из сква­жины, определяется по формуле

СП 42-101-2003 Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб (24)

где d - диаметр бурового канала (пилотной

скважины), м;

l - теоретическая длина бурового кана­ла, м.

Л.2.17 Потребность в буровом растворе V',, необходимом для качественного бурения, за­висит от типа грунта и колеблется в значитель­ных пределах. В среднем для того, чтобы вывести из скважины на поверхность один объем грунта, требуются 3-5 объемов бурового раствора (для сыпучего песка - 6-10 объемов).

Л.2.18 Минимальное время tmin бурения пилотной скважины (бурового канала) состав­ляет

tmin = Vp /Qж

где V - объем бурового раствора, который необходим для качественного буре­ния, л;

(2Ж - производительность насоса буриль­ной установки, л/мин (характерис­тика бурильной установки).

121

СП 42-101-2003

Л.2.19 Максимальная скорость бурения vmax

vmax =l/ tmin (26)