СНиП 32-03-96 АЭРОДРОМЫ - Грунтовые основания

Содержание материала

 

5 ГРУНТОВЫЕ ОСНОВАНИЯ

5.1 Грунтовые основания должны обеспе­чивать устойчивость аэродромного покрытия не­зависимо от погодных условий и времени года с учетом:

состава и свойств грунтов;

типов местности по гидрогеологическим ус­ловиям, приведенным в таблице 2;

Таблица 1

Нормативные требования

Значение

норматив­ных требо­ваний

Метод

контроля

Плотность дернового покрова (число побе­гов растений на участ­ке площадью 400 см2) при преобладании трав с характером роста:

   низовым

   верховым

200-300

100-200

Подсчет числа побегов

То же

Примечание - В случав неблагоприятных по­годных условий допускается плотность с числом по­бегов 100 шт. для трав с низовым характером роста и 50 шт. - с верховым.

Таблица 2

Тип местнос­ти по гидро­геологичес­ким услови­ям

Характеристика типа местности

1 - сухая местность

2 - сы­рая

мес­тность

3 - мок­рая местность

Поверхностный сток обеспечен, подземные воды не оказывают существенного влияния на увлаж­нение верхней толщи грунтов ес­тественного основания

Поверхностный сток не обеспе­чен, подземные воды залегают ниже глубины промерзания грун­тов; почвы с признаками повер­хностного заболачивания; весной и осенью появляется застой воды на поверхности

Подземные воды или длительно стоящие (более 20 суток) повер­хностные воды залегают выше глубины промерзания грунтов; почвы торфяные, оглеенные с признаками заболачивания

Примечания

1 Для I дорожно-климатической зоны тип мес­тности в каждом конкретном случае должен опре­деляться при проведении изысканий с учетом места расположения элементов аэродрома (террасы рек и озер, тундра и лесотундра и т.д.), наличия торфомохового покрова, сплошности его распростра­нения и толщины, наличия подземного льда, надмерзлотных вод и др.

2 Подземные воды не оказывают существенно­го влияния на увлажнение верхней толщи грунтов, если уровень подземных вод в предморозный пе­риод залегает ниже расчетной глубины промерза­ния на:

2 м и более - в глинах, суглинках пылеватых;

1,5 м и более - в суглинках, супесях пылеватых:

1 м и более - в супесях, песках пылеватых.

3 Уровень горизонта подземных вод к началу промерзания грунта исчисляется от верха покрытия до уровня подземных вод, установленного изыска­ниями, а при наличии глубинного дренажа или дру­гих водопонижающих устройств - до верха депрессионной кривой.

4 За расчетный уровень подземных вод надле­жит принимать максимально возможный осенний (перед замерзанием) уровень, а в районах, где на­блюдаются частые продолжительные оттепели, максимально возможный весенний уровень подземных вод. При отсутствии необходимых данных за рас­четный допускается принимать уровень, определя­емый от верха линии оглеения грунтов.

деления территории на дорожно-климатические зоны в соответствии с рисунком 1;

категории нормативной нагрузки от воздуш­ного судна;

опыта строительства и эксплуатации аэродромов, расположенных в аналогичных инженер­но-геологических, гидрогеологических и климатических условиях.

5.2 Номенклатура грунтов, используемых для грунтового основания, по генезису, соста­ву, состоянию в природном залегании, пучинистости, набуханию и просадочности должна устанавливаться в соответствии с ГОСТ 25100.

Примечания

1 Характеристики грунтов природного залегания, а также искусственного происхождения должны опре­деляться, как правило, на основе их непосредствен­ных испытаний в полевых или лабораторных условиях с учетом возможного изменения влажности грунтов в процессе строительства и эксплуатации аэродромных сооружений.

2 Допускается использовать табличные значения расчетных характеристик, устанавливаемые на основе статистической обработки массовых испытаний грун­тов.

5.3 Глубина сжимаемой толщи грунтового основания, в пределах которой учитываются состав и свойства грунтов, принимается по таблице 3 в зависимости от числа колес на основ­ной опоре воздушного судна и нагрузки на одно колесо этой опоры.

Таблица 3

Число колес

на основной опоре воздушного судна

Глубина сжимаемой толщи грунто­вого основания от верха покрытия, м, при нагрузке на одно колесо основной опоры, кН

 

250

200

150

100

50

1

2

4 и более

5

6

6

4,5

6

6

4

5

6

3

4,5

5

2

4

5

СНиП 32-03-96 АЭРОДРОМЫ

Дорожно-климатические зоны включают в себя следующие географические зоны: I - тундры, лесотундры и северо-восточную часть лесной зоны с распространением вечномерзлых грунтов; II - лесов с избыточным увлажнением грунтов; III - лесостепную со значительным увлажнением грунтов в отдельные годы, IV - степную с недостаточным увлажнением грунтов; V - пустынную и пустынно-степную с засушливым климатом и распространением засоленных грунтов.

Кубань и западную часть Северного Кавказа следует относить к III дорожно-климатической зоне; Черноморское побережье, предкавказские степи, за исключением Кубани и западной части Северного Кавказа следует относить к IV зоне; горные области, расположенные выше 1000 м над уровнем моря, а также малоизученные районы следует относить к той или иной зоне в зависимости от местных природных условий

Рисунок 1 - Дорожно-климатические зоны СНГ

5.4 Глубина сезонного промерзания или для вечномерзлых грунтов - оттаивания определя­ется расчетом для открытой очищенной от сне­га поверхности покрытия и исчисляется от его верха с учетом вертикальной планировки по­верхности аэродрома и теплотехнических ха­рактеристик материалов оснований и покры­тия.

5.5 При наличии в грунтовом основании сла­бых грунтов (водонасыщенных глинистых, заторфованных, торфа, ила, сапропеля), лёссо­вых, засоленных, набухающих и других просадочных разновидностей грунтов, а также вечномерзлых, просадочных при оттаивании грун­тов необходимо учитывать осадки (просадки) грунтов основания Sd, происходящие при про­изводстве земляных работ, а также при даль­нейшей консолидации грунта основания в пе­риод эксплуатации покрытия под влиянием природно-климатических факторов.

Примечание - К слабим грунтам относятся грун­ты, модуль деформации которых равен или менее 5 МПа.

5.6 Расчетные значения вертикальных де­формаций основания Sd в период эксплуата­ции покрытия не должны превышать предель­ных значений Su , указанных в таблице 4.

При реконструкции или усилении существу­ющих аэродромных покрытий в случаях, когда их фактические вертикальные деформации (по опыту эксплуатации) превышают предельные значения, указанные в таблице 4, допустимость превышения деформаций после реконструкции (усиления) должна решаться с учетом опыта эксплуатации существующего покрытия.

Таблица 4

Аэродромные покрытия

Предельные значения вертикальных деформа­ций основания Su, м, для

 

ИВПП

магистраль­ных РД

МС, РД

и др.

Капитальные с жестким покрытием:

   бетонным, армобетонным, желе­зобетонным монолитным

   железобетонным сборным

Капитальные с нежестким покрытием

Облегченные с нежестким покрытием

0,02

0,03

0,03

0,04

0,03

0,04

0,04

0,05

0,04

0,06

0,06

0,08

5.7 В целях недопущения превышения пред­ельных вертикальных деформаций грунтовых оснований следует предусматривать следующие мероприятия по исключению или уменьшению вредного воздействия природных и эксплуата­ционных факторов, устранению неблагоприят­ных свойств грунта под аэродромным покрыти­ем:

устройство специальных слоев искусствен­ного основания и прослоек (гидроизолирующих, капилляропрерывающих, термоизоляционных, противозаиливающих, армирующих и др.);

водозащитные мероприятия на площадках, сложенных грунтами, чувствительными к изме­нению влажности (соответствующую горизонтальную и вертикальную планировку террито­рии аэродрома, обеспечивающую сток повер­хностных вод; устройство водосточно-дренаж­ной сети);

улучшение строительных свойств грунтов основания (уплотнение трамбованием, предва­рительным замачиванием просадочных грунтов, полную или частичную замену грунтов с неудов­летворительными свойствами и др.) на глуби­ну, определяемую расчетом из условия сниже­ния возможной вертикальной деформации ос­нования до допускаемого значения;

укрепление грунтов (химическим, электро­химическим, термическим и другими способа­ми).

Границы специальных слоев основания или грунта с устраненными неблагоприятными свой­ствами должны отстоять от кромки покрытия не менее чем на 3 м.

5.8 Расчет осадок и обоснование меропри­ятий по устранению неблагоприятных свойств грунта под аэродромным покрытием рекомендуется выполнять в соответствии со Сводом правил (СП) по проектированию и строительст­ву аэродромов *.

5.9 Возвышение поверхности покрытия над расчетным уровнем подземных вод должно быть не менее установленного в таблице 5.

Таблица 5

Грунт основания (насыпи)

Минимальное возвышение поверхности покрытия, м, над уровнем подземных вод в дорожно-климатических зонах

 

II

III

IV

V

Песок средней крупности

Песок мелкий, супесь

Глина, суглинок, песок и супесь пылеватые

1,1

1,6

2,3

0,9

1,2

1,8

0,8

1,1

1,5

0,7

1,0

1,3

_____________

* До принятия Свода правил по проектированию и строительству аэродромов следует использовать в качес­тве рекомендуемых норм отмененные СНиП 2.05.08-85 и СНиП 3.06.06-88 в части, не противоречащей требо­ваниям настоящих норм.

В случае, когда выполнение настоящих тре­бований технико-экономически нецелесообразно, в грунтовом основании, сооружаемом во II и III дорожно-климатических зонах, следует ус­траивать капилляропрерывающие, а в IV и V дорожно-климатических зонах - гидроизолирующие прослойки, верх которых должен распо­лагаться на расстоянии от поверхности покры­тия не менее 0,9 м для II и III зон и 0,75 м - для IV и V зон. Низ прослоек должен отстоять от горизонта подземных вод не менее чем на 0,2 м.

5.10 Для аэродромов, располагаемых в I дорожно-климатической зоне, в случае отсут­ствия вечномерзлых грунтов, а также при использовании последних в качестве естествен­ного основания по принципу II (с предваритель­ным оттаиванием, удалением или осушением переувлажненных слоев) минимальное возвы­шение поверхности покрытия над уровнем под­земных вод надлежит принимать как для II до­рожно-климатической зоны (таблица 5).

5.11 При наличии засоленных грунтов воз­вышение поверхности покрытия над расчетным уровнем подземных вод следует принимать на 20 % больше, чем указано в таблице 5, а по поверхности грунтового основания, сложенно­го средне- и сильнозасоленными грунтами, необходимо предусматривать устройство гидроизолирующего слоя или прослойки.

5.12 При реконструкции (усилении) покры­тий в случаях, когда фактическое возвышение эксплуатируемого покрытия над уровнем подземных вод меньше установленного таблицей 5, допустимость сохранения такого положения пос­ле реконструкции должна решаться с учетом опыта эксплуатации существующего покрытия.

5.13 Требуемая степень уплотнения насып­ных грунтов должна соответствовать коэффи­циентам уплотнения грунтов (отношение наименьшей требуемой плотности к максималь­ной при стандартном уплотнении), приведен­ным в таблице 6 и в 4.8.

Таблица 6

Грунт основания

Коэффициент уплотнения грунта основания

под аэродромным покрытием

 

капитального типа

облегченного типа

Песок, су­песь

Суглинок

Глина

0,98/0,95

1,00/0.98

1,00/0,98

0,95/0,95

0,98/0,95

0,98/0.95

Примечание - Перед чертой приведены зна­чения коэффициента уплотнения грунта в зоне се­зонного промерзания, за чертой - ниже границы сезонного промерзания, а также для насыпей, воз­водимых в IV и V дорожно-климатических зонах.

5.14 Если под аэродромным покрытием ес­тественная плотность грунта ниже требуемой, следует уплотнять грунты до норм, приведенных в таблице 6: на глубину 1,2 м - для I-III дорожно-климатических зон и 0,8 м - для IV-V зон, считая от поверхности грунтового основа­ния.

5.15 Коэффициент уплотнения грунтов на­сыпей, возводимых из засоленных грунтов, сле­дует принимать не менее 0,98 при покрытии облегченного типа и для грунтовой части летного поля, 1,00 - при покрытии капитального типа.

5.16 Нормативные требования, которые надлежит выполнять и контролировать при про­изводстве земляных работ, и методы контроля приведены в таблице 7.