СНиП 32-03-96 АЭРОДРОМЫ - Основные принципы расчета прочности покрытий

Содержание материала

 

6.7 Основные принципы расчета прочности покрытий

6.7.1 Покрытия аэродромов, включая слои искусственных оснований, надлежит рассчиты­вать по методу предельных состояний на многократное воздействие вертикальных нагрузок от воздушных судов как многослойные конструк­ции, лежащие на упругом основании.

Асфальтобетонные покрытия, кроме того, следует рассчитывать на восприятие аэродина­мических нагрузок от газовоздушных струй авиадвигателей, если средняя скорость струи в зо­не контакта с покрытием равна или более 100 м/с.

Расчетными предельными состояниями жес­тких покрытий являются:

бетонных и армобетонных - предельное состояние по прочности;

железобетонных с ненапрягаемой армату­рой - предельные состояния по прочности, рас­крытию трещин и давлению на грунтовое осно­вание;

железобетонных с напрягаемой арматурой - предельное состояние по образованию трещин и давлению на грунтовое основание.

Расчетными предельными состояниями нс-жестких покрытий являются:

для покрытий капитального типа - пре­дельные состояния по относительному прогибу всей конструкции и по прочности слоев из асфальтобетона;

для покрытий облегченного типа - пре­дельное состояние по относительному прогибу всей конструкции.

6.7.2 Конструкции покрытий аэродромов гражданской авиации следует рассчитывать на нормативные нагрузки, категории и параметры которых приведены в таблицах 14 (для самоле­тов) и 15 (для вертолетов).

Допускается рассчитывать покрытия на воз­действие нагрузок от воздушного судна кон­кретного типа.

Покрытия аэродромов других ведомств до­лжны рассчитываться на нагрузки, параметры которых устанавливаются ведомственными нормативными документами.

6.7.3 При расчете прочности покрытий воз­действие нагрузок от различных типов воздуш­ных судов следует приводить к эквивалентному воздействию расчетной нагрузки. В качестве расчетного должно приниматься воздушное судно (категория нормативной нагрузки), оказывающее максимальное воздействие на пок­рытие.

6.7.4 Данные о прочности покрытий аэрод­ромов гражданской авиации следует представ­лять классификационными числами искусствен­ных покрытий (PCN) в соответствии с ведом­ственными нормативными документами и клас­сификацией, установленной Международной организацией гражданской авиации (ИКАО).

В случаях отклонений характеристик покры­тий от проектных, подтвержденных данными операционного контроля при строительстве, классификационное число PCN следует опре­делять на основе данных испытаний покрытий и оснований пробными нагрузками.

6.7.5 Покрытия аэродромов по степени воз­действия нагрузок воздушных судов и несущей способности подразделяются на группы участ­ков а соответствии с рисунком 3. Приведенные на нем схемы допускается уточнять в зависи­мости от назначения и ведомственной принад­лежности аэродромов, при этом участки пок­рытий, предназначенные для систематического руления воздушных судов, следует относить к группе А.

Расчет на прочность покрытий вертодромов следует выполнять в соответствии с требова­ниями для участков группы А (рисунок 3).

Толщину покрытий отмосток и укрепляемых участков, примыкающих к торцам ИВПП, следу­ет рассчитывать как для участков группы Г с учетом примечания 3 к таблице 14.

6.7.6 Расчеты покрытий аэродромов на проч­ность выполняются в соответствии с СП по про­ектированию и строительству аэродромов.

СНиП 32-03-96 АЭРОДРОМЫ

Рисунок 3 - Схемы деления покрытий аэродрома на группы участков: схема 1 - для аэродромов, на которых руление воздушных судов осуществляется по магистральной РД; схема 2 - для аэродро­мов, на которых руление воздушных судов осуществляется по ИВПП

Группы участков: А - магистральные РД; ма­гистральные пути руления на МС и перронах; концевые участки ИВПП; средняя по ширине часть ИВПП, по которой осуществляется сис­тематическое руление воздушных судов; Б - участки ИВПП, запроектированной по схеме 1, примыкающие к концевым ее участкам; краевые по ширине участки в средней части ИВПП, запроектированной по схеме 2; вспомогательные и соединительные РД, МС, перроны, кро­ме магистральных путей руления, и другие ана­логичные площадки для стоянки воздушных су­дов; В - средняя часть ИВПП (ВВПП/2), запроектированной по схеме 1; Г - краевые по ши­рине участки в средней чаете ИВПП (ВВПП/4), запроектированной по схеме 1, за исключением примыкающих к соединительным РД; укрепляемые участки, примыкающие к торцам ИВПП, отмостки

Таблица 14                                                 

Категория нормативной нагрузки для аэродромов

Нормативная нагрузка Fn ,  на основную (условную) опору самолета, кН

Внутреннее давление воздуха в пневматиках колес Ра ,  МПа

Основная опора

в/к

I

II

III

IV

850

700

550

400

300

1,0

Четырехколесная

V

VI

80

50

0,6

0,4

Одноко­лесная

Примечания

1 Расстояния между пневматиками четырехко­лесной опоры приняты равными 70 см между смеж­ными колесами и 130 см - между рядами колес.

2 Нормативные нагрузки III и IV категорий до­пускается заменять нагрузками на одноколесную ос­новную опору и принимать соответственно 170 и 120 кН, а давление в пневматиках колес для норма­тивных нагрузок V и VI категорий - равным 0,8 МПа.

3 Для покрытий отмосток и укрепляемых участ­ков, примыкающих к торцам ИВПП, нормативная нагрузка умножается на коэффициент 0,5.

Таблица 15

Категория вертолетов по взлетной массе

Нормативная нагрузка Fn , на основную (условную) опору,  кН

Внутреннее давление воздуха в пневматиках колес Ра ,  МПа

Тяжелые

Средние

Легкие

170

60

20

0,7

0,6

0,4

Примечания  

1 Основная опора - одноколесная.

2 При назначении конструктивных требований к вертодромам и их элементам нагрузки тяжелых вертолетов (со взлетной массой св. 15 т) приравнива­ются к III категории нормативной нагрузки, средних (от 5 до 15 т) - к V категории, легких (менее 5 т) - к VI категории.