СНиП 2.06.15-85 ИНЖЕНЕРНАЯ ЗАЩИТА ТЕРРИТОРИИ ОТ ЗАТОПЛЕНИЯ И ПОДТОПЛЕНИЯ - Технико-экономическое обоснование инженерной защиты на водохранилищах Приложение 1

Содержание материала

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рекомендуемое

 

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ЗАЩИТЫ НА ВОДОХРАНИЛИЩАХ

 

1. Экономическую целесообразность инженерной защиты рекомендуется определять по методу срав­нительной эффективности. Показателем сравнительной эффективности капитальных вложений является величина приведенных затрат.

Из числа сравниваемых выбирается вариант с минимальными приведенными затратами.

2. Приведенные затраты Зз при одновременной защите сельскохозяйственных угодий, населенных пунктов, промышленных и других предприятий рекомендуется определять по формуле

 

Зз = ЕнКз + Из ,

 

где                   Ен - нормативный коэффициент эффектив­ности, принимаемый в размере 0,12;

Кз - капиталовложения в строительство со­оружений инженерной защиты затапли­ваемых земель, населенных пунктов, промышленных и других предприятий;

Из - ежегодные издержки по строительству сооружений инженерной защиты затап­ливаемых земель, населенных пунктов, промышленных и других предприятий.

3. Приведенные затраты по альтернативному ва­рианту Зальт составят:

 

Зальт = Ен (Кальт.с + Кальт.п +

 

+ Фост.п - Фреал ) + Иальт.с + Иальт.п ,

 

где   Кальт.с - капиталовложения по альтернативно­му варианту по сельскому хозяйству;

Кальт.п - капиталовложения по заблаговремен­ному строительству перечисленных промышленных и гражданских сооружений на новом месте взамен их за­щиты;

Фост.п - остаточная балансовая стоимость зда­ний и сооружений промышленных предприятий, населенных пунктов, железных и шоссейных дорог, нахо­дящихся в зоне затопления к моменту строительства инженерной защиты;

Фреал - суммы реализации остаточных фондов;

Иальт.с - ежегодные издержки по альтернатив­ному варианту по сельскому хо­зяйству;

Иальт.п - ежегодные издержки при работе пере­численных сооружений на новом мес­те взамен их защиты;

 

Величину Кальт.с рекомендуется определять на основании подсчета затрат на освоение новых зе­мель для интенсификации сельскохозяйственного производства с использованием площадей вне зоны затопления для получения того же количества сельскохозяйственной продукции, какое давали затап­ливаемые земли при интенсивном их использовании.

 

Величина Кальт.с определяется прямым счетом, если заранее известны земли, которые будут осваи­ваться взамен затапливаемых. В противном случае величину Кальт.с рекомендуется определять по нормативам удельных капиталовложений в мелио­рацию земель, утвержденным Минводхозом СССР, или по нормативам на освоение земель взамен изы­маемых на несельскохозяйственные нужды, утвержденным советами министров союзных республик.

 

Величина Иальт.с характеризует ежегодные издер­жки на содержание мелиоративных систем, которые будут построены в качестве компенсации за затапли­ваемые земли. Если же взамен изымаемых земель будут вводиться рекультивируемые или окульту­ренные земли, то величину Иальт.с рекомендуется определять по величине ежегодных дополнительных затрат, необходимых для доведения производства сельскохозяйственных культур на вновь осваиваемых землях до намечаемого уровня.

 

4. Осуществление крупных объектов инженерной зашиты, особенно заблаговременная подготовка соответствующих альтернативных вариантов, может вестись ряд лет. В этом случав расчеты экономической эффективности должны учитывать фактор времени. При этом затраты разных лет рекоменду­ется приводить к какому-либо одному базисному году.

5. Следует учитывать, что в ряде случаев инже­нерная зашита является практически единственно возможным мероприятием, обеспечивающим со­хранение территории или объектов (особо ценные сельскохозяйственные угодья или уникальные объекты, которые на новом месте практически невозможно восстановить, и т.д.). В этом случае экономическую эффективность инженерной защиты рекомендуется обосновывать по методу общей (абсолютной) эффективности капитальных вложений.

6. Технико-экономические расчеты по выявлению оптимального варианта инженерной защиты в раз­личных условиях природных зон страны следует выполнять с учетом:

изменения окружающей среды;

изменений в почвенном, растительном покровах и животном мире;                        

экономической оценки изменений природных условий и ресурсов прилегающих территорий;    

последствий влияния водохранилища;

компенсационных мероприятий, направленных на восстановление природных систем.     

7. Изменения в природных условиях прилегающих территорий необходимо выявлять с учетом природной, экологической, технологической и экономической оценок.

Природная оценка должна включать сравнение установленных, (экологических, климатических, гидрологических, ботанических, почвенных и других) изменений с постоянной или временной изменчивостью тех же показателей.     

Экологическую оценку следует выполнять путем сравнения изменений одних показателей (скорости ветра, влажности почвы, атмосферных осадков и т.д.) с другими (биологической и хозяйственной продуктивностью луговой и лесной растительности, прохождением растениями фенологических фаз).

Технологическая оценка должна предусматривать рассмотрение тех же изменений с позиций современных и перспективных требований различных отраслей хозяйств, производств и видов деятельности человека (сельского, рыбного охотничьего хозяйств, рекреации и т.д.).

Экономическая оценка должна включать в себя ущерб от снижения (или эффект от повышения биологической продуктивности сельскохозяйственных угодий, лугов и лесов на прилегающей территории.

8. Наиболее рациональную схему инженерной защиты прибрежных территорий при создании водохранилищ энергетического назначения следует выбирать, исходя из необходимости покрытия убытков землепользователей и потерь сельскохозяйствен­ного производства, которые определяются при учете всех видов и масштабов воздействия водохранилищ на прибрежные территории.

При обосновании оптимального переустройства сельского хозяйства в условиях создания водохранилищ и эффективности различных вариантов намечаемых мероприятий необходимо рассматривать в качестве первоочередных следующие виды работ:

окультуривание и повышение плодородия почв на вновь осваиваемых землях;

освоение земель несельскохозяйственного назначения, занятых кустарниками, вырубками, боло­тами и другими несельскохозяйственными угодь­ями с учетом проведения работ по осушению и орошению, а также культуртехнических мероприятий;

использование подтопленных земель, мелководий, временно затопляемых и обезвоживаемых зе­мель нижнего бьефа;

организацию новых хозяйств.

9. При оценке экономической эффективности ин­женерной защиты надлежит учитывать технико-эко­номические показатели решаемых народнохозяй­ственных задач, показатели экономического раз­вития после осуществления мероприятий инженерной защиты и показатели возможного ущерба - без проведения защитных мероприятий.

При установлении экономической эффективности инженерной защиты береговых территорий при создании водохранилищ необходимо учитывать:

положительные и отрицательные воздействия проводимых мероприятий на природную среду;

экономические и социальные интересы водопотребителей и водопользователей, которые выража­ются в эффекте или в ущербе всех заинтересованных и затрагиваемых отраслей или отдельных водопользователей - участников водохозяйственного комплекса (ВХК);

систему взаимосвязанных технических решений, сооружений, устройств и мероприятий, обеспечивающих действие элементов ВХК;

распределение площадей прибрежной зоны и акватории водохранилищ между водопотребителями и водопользователями с учетом их показателей заинтересованности и возможности наиболее эффективного использования водно-земельных ресурсов;

возможность снижения рекреационного потенциала защищаемой территории и акватории В необходимых случаях следует предусматривать компенсационные мероприятия.

 

Примечание. При рассмотрении эффекта защиты в составе суммарного эффекта от мероприятий по водохранилищу в целом необходимо выполнять расчеты, определяющие максимальное приращение эффекта от проводимых мероприятий.

Показатель эффективности систем защитных сооружений должен быть соизмерим с аналогичным показателем всего водохозяйственного комплекса.

 

10. При подсчете ущерба от затопления и подтопления необходимо учитывать:

изъятие земельных угодий сельскохозяйственного производства;

ухудшение качества земель в связи с увеличением продолжительности затопления, подтопления, сдвижки сроков или зимнего затопления земель;

изменение продуктивности сельскохозяйствен­ных угодий и структуры посевов, плодово-ягодных насаждений, травостоя на сенокосах и пастбищах и трансформацию угодий;

экономическое развитие регулируемой пойменной территории в перспективе. При этом дополнительные затраты по реконструкции существующей мелиоративной системы надлежит относить к компенсационным затратам, вызванным созданием нового объекта.

При защите затапливаемых и подтапливаемых сельскохозяйственных земель при создании водохранилища энергетического назначения в состав проекта кроме сооружений инженерной защиты следует включать сооружения по мелиоративному освоению территории, необходимость которых определяется технологическими требованиями по выращиванию стабильных и высоких урожаев.

11. При использовании мелководий без обвало­вания для сельскохозяйственных, рекреационных и других целей следует определять затраты на выполнение санитарных мероприятий, ликвидацию забо­лачивания, своевременную уборку растительности, охрану от загрязнения, а также на повышение комфортности. территориального и транспортного ос­воения зон рекреации.

12. При использовании подтопленных земель без проведения защитных мероприятий необходимо определять эксплуатационные затраты на подсев растительности, сохранение естественного плодородия и создание условий для сельскохозяйственного использования.

13. Показатели экономического развития тер­ритории после осуществления мероприятий по ин­женерной защите должны учитывать:

возрастающую во времени эффективность защи­щенных земель в связи с повышением ресурсоотдачи наиболее ценных земель;

возможность повышения ресурсоотдачи в связи с осуществлением регулирования стока воды на за­щищаемой территории;

получение дополнительной сельскохозяйственной продукции с незатапливаемых земель в результате регулирования стока воды сельскохозяйственных и пойменных земель;

восстановление экологических условий, поз­воляющих восполнить ущерб, наносимый природе затоплением и подтоплением.