Планировка и застройка городов
3.18. Некатегорированные города-центры межрайонных и районных систем расселения, развиваемых на базе малых и средних городов систем расселения краев, автономных областей, областей, должны размещаться от границ проектной застройки категорированных городов на расстояниях, указанных в п. 3.1 .настоящих Норм, а максимальную численность населения этих центров и минимальные средние расстояния между границами их проектной застройки необходимо принимать по табл. 3.
Таблица 3
Группа города по гражданской обороне, вокруг которого располагаются центры межрайонной и районной систем расселения | Максимальная численность населения центров межрайонных и paйонных систем расселения, тыс. человек | Минимальные расстояния между центрами межрайонных и районных систем расселения, км |
Особая и первая группы | 150 | 60 |
Вторая группа | 75 | 40 |
Третья группа | 50 | 25 |
3.19. Территориальное развитие городов в межрайонной системе расселения, в том числе категорированных городов, как правило, не следует предусматривать в направлении размещения других категорированных городов и объектов.
3.20. В генеральных планах категорированных городов следует проводить выделение внутригородских планировочных и жилых paйонов, численность населения которых необходимо принимать в соответствии с табл.4.
Таблица 4
Группа города по гражданской обороне | Численность населения, тыс. человек | |
| Планировочные районы | Жилые районы |
Особая и первая группы Вторая группа Третья группа | Не более 150 Не более 100 Не более 50 | Не более 80 Не более 50 Не более 30 |
Примечание. Для районов Крайнего Севера и Дальнего Востока численность населения жилых районов независимо от принадлежности города к группе по гражданской обороне следует принимать:
не более 10 тыс. человек-для городов с численностью населения до 100 тыс. человек;
не более 15 тыс. человек-для городов с численностью населения более 100 тыс. человек.
3.21. Максимальная плотность населения жилых районов и микрорайонов городов (брутто), чел./га, не должна превышать показателей, приведенных в табл. 5.
3.22. При застройке селитебных зон городов этажность зданий не должна превышать 10 этажей.
Таблица 5
Группа города по гражданской обороне | Плотность населения (брутто), чел./га | Размещение жилых районов и микрорайонов в городе | |
| Жилые районы | Микрорайоны |
|
Особая и первая группы | 280 | 450 | Периферийные районы городов |
Вторая группа | 250 | 400 | То же |
Третья группа | 235 | 375 | » |
Особая и первая группы | 235 | 375 | Центральные районы городов и районы, примыкающие к промышленным районам городов |
Вторая группа | 220 | 350 | То же |
Третья группа | 200 | 325 | » |
Примечание. В городах, расположенных на неподрабатываемых горными работами территориях в районах залегания полезных ископаемых, максимальную плотность населения микрорайонов допускается увеличивать: в периферийных районах городов-на 5%; в центральных районах городов-на 10%.
На подрабатываемых территориях тех же районов плотность населения микрорайонов следует уменьшать на 10%.
3.23. В проекте генерального плана категорированного города, а также в проекте детальной планировки, в проекте (рабочем проекте) застройки микрорайона, квартала, градостроительного комплекса или группы общественных зданий и сооружений, в проектах (рабочих проектах) вновь проектируемых, расширяемых, реконструируемых и технически перевооружаемых действующих предприятий промышленности, энергетики, транспорта и связи указанного города разрабатывается план «желтых линий»-максимально допустимых границ зон возможного распространения завалов жилой и общественной застройки, промышленных, коммунально-складских зданий, расположенных, как правило, вдоль городских магистралей устойчивого функционирования.
Ширину незаваливаемой части дороги в пределах «желтых линий» следует принимать не менее 7 м.
3.24. Разрывы от «желтых линий» до застройки определяются с учетом зон возможного распространения завалов от зданий различной этажности в соответствии с обязательным приложением 3.
Расстояния между зданиями, расположенными по обеим сторонам магистральных улиц, принимаются равными сумме их зон возможных завалов и ширины незаваливаемой части дорог в пределах «желтых линий».
3.25. При планировке и застройке новых, расширении и реконструкции существующих категорированных городов зеленые насаждения (парки, сады, бульвары) и свободные от застройки территории города (водоемы, спортивные площадки и т. п.) следует связывать в единую систему, обеспечивающую членение селитебной территории города противопожарными разрывами шириной не менее 100 м на участки площадью не более 2,5 км2 при преобладающей застройке зданиями и сооружениями I, II, III, IIIa степеней огнестойкости и не более 0,25 км2 при преобладающей застройке зданиями IIIб, IV, IVa, V степеней огнестойкости.
Система зеленых .насаждений и незастраиваемых территорий должна вместе с сетью магистральных улиц обеспечивать свободный выход населения из разрушенных частей города (в случае его поражения) в парки и леса загородной зоны.
3.26. Магистральные улицы категорированных городов должны прокладываться с учетом обеспечения возможности выхода по ним транспорта из жилых и промышленных районов на загородные дороги не менее чем по двум направлениям. Указанные магистрали должны иметь пересечения с другими магистральными автомобильными и железными дорогами в разных уровнях.
При соответствующих обоснованиях допускается создание систем многоуровневых остановочно-пересадочных узлов, включающих остановки общественного транспорта, станции метрополитена (скоростного трамвая), транспортные пересечения, подземные пешеходные переходы.
3.27. При проектировании внутригородской транспортной сети категорированных городов следует обеспечивать надежное сообщение между отдельными жилыми и промышленными районами, свободный проход к магистралям устойчивого функционирования, ведущим за пределы города, а также наиболее короткую и удобную связь центра города, городских жилых и промышленных районов с железнодорожными и автобусными вокзалами, грузовыми станциями, речными и морскими портами, аэропортами.
При проектировании транспортной сети необходимо предусматривать дублирование путей сообщения по территории города и прилегающему району.
В категорированных городах пересечения улиц и автомобильных дорог в разных уровнях с железными дорогами, а также автомобильных дорог между собой должны иметь дублирующие запасные переезды в одном уровне на расстояния не менее 50 м от путепровода.
3.28. При планировке, застройке новых и развитии существующих категорированных городов новые сортировочные железнодорожные станции и узлы следует размещать за пределами зон возможных сильных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
На территории города разрешается размещать только пассажирские и грузовые станции.
При реконструкции районов категорированных городов следует предусматривать вынос существующих сортировочных железнодорожных станций и узлов за пределы зон возможных сильных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
3.29. Гаражи для автобусов, грузовых и легковых автомобилей городского транспорта, производственно-ремонтные базы уборочных машин, троллейбусные дело и трамвайные парки категорированных городов должны размещаться рассредоточенно и преимущественно на окраинах городов или в подземной части города.
3.30. Гаражные помещения зданий пожарных депо должны обеспечивать размещение 100% резерва основных пожарных машин (машин, подающих на пожар огнегасительные вещества).
3.31. В категорированных городах и на отдельно стоящих объектах особой важности необходимо предусматривать устройство искусственных водоемов с возможностью использования их для тушения пожаров. Эти водоемы следует размещать с учетом имеющихся естественных водоемов и подъездов к ним. Общую вместимость водоемов необходимо принимать из расчета не менее 3000 м3 воды на 1 км2 территории города (объекта).
На территории категорированных городов через каждые 500 м береговой полосы рек и водоемов следует предусматривать устройство пожарных подъездов, обеспечивающих забор воды в любое время года не менее чем тремя автомобилями одновременно.