СНиП 2.05.11-83 Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяй - 4. Земляное полотно и водоотвод

Содержание материала

4. Земляное полотно и водоотвод

4.1. Земляное полотно внутрихозяйственных дорог следует проектировать, исходя из условий сохранности геометрической формы, обеспечения необходимой прочности и устойчивости дорожной одежды и элементов земляного полотна независимо от погодных условий и времени года и максимального сохранения (или улучшения) естественных почвенно-грунтовых условий прилегающих земельных участков, а также с учетом деления территории СССР на дорожно-климатические зоны в соответствии с обязательным прил. 1 и типов местности по характеру поверхностного стока и признакам увлажнения в соответствии с обязательным прил. 2.

4.2. Возвышение низа дорожной одежды над расчетным уровнем грунтовых и поверхностных вод, а также над уровнем поверхности земли на участках с необеспеченным поверхностным стоком следует принимать, как правило, не менее установленного в табл. 13.

Таблица 13

 

 

Грунты

земляного

полотна

Возвышение низа дорожной одежды над расчетным уровнем грунтовых или поверхностных вод, м. для дорог, располагаемых в пределах дорожно-кли­ма­ти­чес­ких зон

 

II

III

IV

V

Песок крупный, галечниковый (ще­бе­нис­тый), гравийный (дрес­­вяный) и другие грунты, обеспечивающие устойчивость

во влажном состоянии

 

Не  нормируется

Песок средний и мелкий, супесь легкая крупная

0,7

0,5

0,6

0,4

0,5

0,3

0,4

0,2

Песок пылеватый, супесь легкая

1,2

0,6

0,8

0,5

0,8

0,4

0,7

0,3

Супесь пылеватая и тяжелая пылеватая; суглинок легкий, легкий пылеватый и тяжелый пылеватый

1,9

0,8

 

1,7

0,6

1,4

0,5

1,3

0,4

Суглинок тяжелый, глины

1,9

0,7

1,4

0,6

1,1

0,4

1

0,4

Примечания: 1. Над чертой приведены значения возвышений низа дорожной одежды над уровнем грунтовых или длительно (более 20 сут) стоящих поверхностных вод, под чертой - над поверхностью земли на участках с необеспеченным поверхностным стоком или над уровнем кратковременно (менее 20 сут) стоящих поверхностных вод.

2. Низ дорожной одежды принимается на уровне последнего по глубине конструктивного слоя одежды, учитываемого при расчете на прочность.

3. За расчетный уровень грунтовых вод надлежит принимать максимальный осенний уровень, а в западных районах II и III дорожно-кли­ма­ти­ческих зон - наивысший возможный уровень. При отсутствии необходимых данных расчетный уровень грунтовых вод следует определять по верхней линии оглеения грунтов.

Возвышение низа дорожной одежды допускается снижать по сравнению с нормами табл. 13 в следующих случаях:

при устройстве морозозащитных слоев - на основании расчетов конструкции дорожной одежды;

для дорог II-c и III-с категорий с переходными типами покрытий - на основе опыта эксплуатации дорог в районе строительства, но не более чем в 1,5 раза;

для участков дорог, увлажняемых поверхностными водами, при крутизне откосов насыпей положе 1:1,5 или при устройстве берм - на основании специальных расчетов.

4.3. Земляное полотно внутрихозяйственных дорог, располагаемых во II и III дорожно-климатических зонах, следует предусматривать преимущественно из дренирующих грунтов.

4.4. При проектировании внутрихозяйственных дорог, когда по архитектурно-планировочным, санитарно-гигиеническим и другим условиям выполнение требований п. 4.2 технико-экономически нецелесообразно, следует предусматривать специальные мероприятия по регулированию водно-теплового режима (устройство дренажей для понижения уровня грунтовых вод или их перехвата, ливневой канализации, капилляропрерывающих или гидроизолирующих прослоек, теплоизоляционных слоев и т. д.), а также по укреплению грунтовых оснований различными методами (повышение плотности грунтов, укрепление их вяжущими, гидрофобными материалами).

4.5. Бровка земляного полотна на пересечении водотоков должна возвышаться над расчетным горизонтом воды с учетом подпора не менее чем на 0,5 м для мостов и труб при безнапорном режиме их работы и не менее чем на 1 м - для труб при напорном и полунапорном режимах.

4.6. Для участков дорог I-с и II-с категорий с обеспеченным поверхностным стоком или пониженным уровнем грунтовых вод возвышение бровки насыпи над расчетным уровнем снегового покрова (при расчетной вероятности превышения 5 %) с учетом снегозадержания, осуществляемого на прилегающих земельных угодьях, следует принимать не менее 0,5 м, а выемки глубиной до 1 м раскрывать или разделывать под насыпь с последующим приведением уположенных откосов в состояние, пригодное для использования в сельском хозяйстве.

Земляное полотно для дорог, располагаемых на ценных земельных угодьях, а также для основных полевых дорог допускается проектировать в насыпях высотой не менее расчетной толщины снегового покрова.

4.7. Земляное полотно внутриплощадочных дорог следует проектировать в увязке с проектами вертикальной планировки, водоотвода и принятыми типами поперечных профилей. Земляное полотно, возводимое на участках с избыточным увлажнением поверхностными или грунтовыми водами, допускается проектировать в насыпях высотой 0,3-0,6 м, если это решение не противоречит условиям вертикальной планировки и благоустройства.

4.8. Возведение насыпей на орошаемых, осушенных, занятых многолетними плодовыми насаждениями и других ценных земельных угодьях следует предусматривать из сосредоточенных резервов и карьеров, а также боковых притрассовых резервов, размещаемых на непригодных для использования в сельскохозяйственном производстве землях.

Размещение резервов на ценных сельскохозяйственных угодьях не допускается.

Устройство боковых резервов глубиной не более 1 м на земельных участках, пригодных для сельскохозяйственного производства, допускается в исключительных случаях при условии, что эти участки по окончании земляных работ будут приведены в состояние, пригодное для использования в сельском хозяйстве.

4.9. Наименьший коэффициент уплотнения грунта (отношение наименьшей требуемой плотности грунта к максимальной при стандартном уплотнении) следует принимать в соответствии с нормами уплотнения грунтов для дорог общего пользования.

Для низких насыпей следует предусматривать уплотнение грунтов земляного полотна и естественного основания до значений коэффициента уплотнения не ниже 1,01 на глубину 1 м, считая от поверхности покрытия (в районах IV и V дорожно-климатических зон, а также на участках I типа местности по характеру увлажнения во II и III зонах).

4.10. Крутизну откосов насыпей и выемок следует назначать с учетом обеспечения устойчивости земляного полотна и условий незаносимости дороги снегом. При этом наибольшая крутизна откосов не должна превышать значений, установленных в табл. 14.

Таблица 14

Грунты

Крутизна откосов

 

насыпи

выемки

Крупнообломочные(валунные, галечниковые, щебенистые, гравийные, дресвяные)

1:1,5

1:1-

Песок гравелистый, крупный и средней крупности

1:1,5

1:1,5

Песок мелкий и пылеватый; глинистые однородные твердой, полутвердой и тугопластичной консистенции

1:1,5

(1:1,75)

1:1,5

Лёссовые грунты:

 

 

в районах с засушливым климатом

1:1,5

(1:1,75)

1:0,1-

1:0,5

вне районов с засушливым климатом

1:1,5

(1:1,75)

1:0,5

Примечание. В скобках приведена крутизна откосов в нижней части насыпи высотой более 6 м.

Крутизну откосов насыпей допускается принимать:

1:3 - при высоте насыпей до 1 м, возводимой из местных грунтов (при дальности их перевозки до 0,5 км);

1:1,5 - при высоте насыпей до 1 м, возводимой на ценных сельскохозяйственных угодьях, а также при использовании для возведения насыпей (независимо от их высоты) отходов горно-рудного, металлургического и другого промышленного производства.

4.11. Откосы насыпей, выемок и водоотводных земляных сооружений и устройств должны быть укреплены с использованием, как правило, местных материалов. Тип укрепления следует назначать в зависимости от физико-механических свойств грунтов, слагающих откосы, интенсивности воздействия природных факторов, гидрологического режима подтопления, высоты насыпи и глубины выемки.

4.12. Отвод поверхностных вод, поступающих к земляному полотну, следует предусматривать продольными канавами или резервами от насыпей, нагорными канавами и кюветами от выемок.

Боковые водоотводные канавы необходимо устраивать при высоте насыпи до 0,5 м. При явно выраженном уклоне местности, когда поступление воды к земляному полотну возможно только с верховой стороны, водоотводные канавы следует предусматривать только с нагорной стороны.

На косогорных участках, если имеется опасность размыва или оползания откосов земляного полотна, следует предусматривать нагорные канавы, а в случае водоносного слоя - перехватывающие дренажи с трубчатой дреной.

Крутизну откосов водоотводных устройств надлежит принимать 1:1,5.

Дну резервов должен придаваться поперечный уклон 20‰ в сторону от дороги.

4.13. Продольный уклон водоотводных и нагорных канав, кюветов, боковых резервов должен быть не менее 5‰ в сторону ближайшего водопропускного сооружения или пониженного места, а в особо трудных условиях рельефа (на болотах, речных поймах и в других случаях малого естественного уклона местности) - 3‰.

Продольный уклон водоотводных устройств не должен превышать 30‰ в глинистых и суглинистых грунтах, 20‰ - в песчаных, супесчаных и лессовых грунтах. При больших продольных уклонах откосы и дно канав следует (на основе гидравлического расчета) укреплять посевом многолетних трав, задернением, обработкой грунта вяжущими материалами и другими методами, а при необходимости предусматривать перепады и быстротоки.

4.14. Продольные уклоны лотков проезжей части внутриплощадочных дорог с бортовым камнем для усовершенствованных покрытий должны быть не менее 5‰, а в исключительных случаях - не менее 4‰. В трудных условиях водоотвода допускается применять пилообразный продольный профиль с обеспечением отвода воды из пониженных мест лотка.

4.15. Размеры поперечного сечения кюветов, нагорных и водоотводных канав следует определять на основе гидравлических расчетов при вероятности превышения расчетного расхода воды 5 % для дорог I-с и II-с категорий.

Бровка канавы должна возвышаться не менее чем на 0,2 м над уровнем воды, соответствующим расходу указанной вероятности превышения.

4.16. Отвод поверхностных вод от земляного полотна полевых дорог III-с категории следует предусматривать боковыми канавами (кюветами) треугольной формы глубиной от 0,3 до 0,5 м и крутизной откосов с полевой стороны 1:1 или 1:1,5 в зависимости от технологии их нарезки и укрепляться, как правило, посевом трав.

4.17. Конструкцию земляного полотна, возводимого на слабых грунтах (водонасыщенных глинистых, заторфованных, торфах, илах, сапропелях и др.), на просадочных разновидностях грунтов, следует назначать с учетом осадки (просадки) грунтов основания, происходящей при производстве земляных работ, а также в процессе дальнейшей консолидации грунтов основания в период эксплуатации.

4.18. Конструкцию земляного полотна, возводимого в сложных природных условиях (на засоленных грунтах, на поймах рек и болотах, в районах распространения подвижных песков, оползней, на орошаемых и осушенных землях), а также при необходимости применения сложных конструкций, когда устойчивость и прочность земляного полотна должны быть проверены расчетом, необходимо проектировать индивидуально, используя действующие нормативные документы и опыт проектирования и строительства земляного полотна в подобных районах.