СНиП 2.06.01-86 ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ - Гидротехнические сооружения судостроительных и судоремонтных предприятий

Содержание материала

14. ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ И СУДОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

14.1. При проектировании гидротехнических со­оружений судострои­тель­ных и судоремонтных пред­приятий {стапельных, подъемно-спусковых, достроечных или судоремонтных причальных соору­жений) надлежит соблюдать следующие основные требования:

подъемно-спусковые сооружения следует распо­лагать в конце технологического потока постройки судов с учетом обеспечения удобной их связи с корпусными, сборочно-монтажными, достроечными цехами;

расположение достроечных или судоремонтных причальных сооружений должно обеспечивать бес­препятственное перемещение к ним судов от подъемно-спускового сооружения и удобную связь стоящих на плаву судов с достроечными или ремонт­ными цехами:

как правило, следует располагать оси подъемно-спусковых сооружений, а также фронт причальных сооружений по направлению наиболее сильных ветров;

для обеспечения безопасности операций по спуску и подъему судов размеры участка акватории перед подъемно-спусковыми сооружениями необходимо определять исходя из параметров расчетного судна и принятого типа подъемно-спускового сооруже­ния;

при выборе положения акватории и трассировке подходных (выводных) каналов необходимо использовать естественные водоемы; места проведе­ния швартовых испытаний выбирать так, чтобы проведение испытаний не вызывало подмыва соору­жений, размыва дна и переотложения наносов в акватории; котлованы для погружения плавдоков должны быть минимально удалены от места их штатной стоянки или (для передаточных плавдоков) от причалов.

14.2. Для сооружений, предназначенных для спуска и подъема судов, расчетный уровень воды следует устанавливать с учетом:

вида и класса сооружения;

вида выпускаемой предприятием продукции;

продолжительности цикла постройки или ремонта судна и его спуска (подъема);

влияния задержки спуска (подъема) судна на технологический процесс постройки или ремонта последующих судов и экономические показатели предприятия;

возможности и экономической целесообразности спуска судов в майну замерзающей акватории;

экономической целесообразности увеличения глубины сооружения.

Для сооружений, предназначенных только для спуска судов, при выборе расчетного уровня допол­нительно к перечисленным факторам следует учиты­вать:

для поперечных наклонных стапелей - возмож­ность спуска судна с прыжком;

для продольных наклонных стапелей - результаты расчетов спуска судов, включая перспектив­ные суда.

Расчетный уровень наполнения наливных доков и наливных док-камер должен быть определен технологическими факторами. Минимальное возвы­шение стен этих сооружений над расчетным уровнем должно составлять 0,3 - 0,4 м.

14.3. Параметры гидротехнических сооружений следует выбирать исходя из основных массогабаритных характеристик судов, технологии их по­стройки или ремонта, выбранных в соответствии с расчетным уровнем воды (см. п. 14.2), а также требований разд. 1.

СУХИЕ И НАЛИВНЫЕ ДОКИ

14.4. Камеру сухого дока во всех случаях, когда это позволяют инженерно-геологические и гидро­геологические условия площадки строительства, следует проектировать в виде конструкции облег­ченного типа.

Конструкции гравитационного типа допускается применять только в случае невозможности (или экономической нецелесообразности) использования конструкций облегченного типа.

При необходимости камеру сухого дока следует делить по длине промежуточным затвором на две камеры различной длины.

14.5. При проектировании сухого дока следует рассматривать возможность использования конст­рукций ограждения строительного котлована в качестве стен дока, а в конструкциях со снятым противо­дав­лением на днище дока - и в качестве противофильтрационного экрана.

14.6. В качестве основных затворов доков, как правило, следует использовать батопорты откид­ные, откатные и др., в качестве промежуточных (в двухкамерных доках) - секционные шиты с подкосами или щиты плоские с опорами, откатные, секционные плавучие.

Для обеспечения ремонта основного затвора и его опорных поверхностей необходимо преду­сматривать возможность установки ремонтного затвора в голове сухого дока.

При установке ремонтного затвора со стороны камеры дока (по отношению к основному затвору) должны быть разработаны мероприятия, обеспечи­вающие ремонт порога основного затвора.

14.7. Насосную станцию, как правило, следует размещать в одном из устоев основной головы дока.

При групповом расположении сухих доков необходимо рассматривать вариант их обслужива­ния одной насосной станцией.

14.3. Сухие и наливные доки следует оборудовать необходимыми швартовными, отбойными и тяго­выми устройствами, обеспечивающими удобное и безопасное выполнение операций по докованию судов.

14.9. Наливных доки, как правило, должны входить в состав комплекса сооружений, вклю­чающего помимо собственно наливного дока налив­ной бассейн (камеру) с заглубленной частью, полу­шлюз и насосную станцию.

Возможно использование наливного дока в комплексе с выводной камерой, являющейся продолжением наливного дока и используемой в некоторых случаях как сухой док.

НАКЛОННЫЕ ПРОДОЛЬНЫЕ СТАПЕЛИ

14.10. Ось продольного стапеля следует распола­гать перпендикулярно берегу либо под некоторым углом к нему исходя из размеров акватории и течений.

14.11. Поверхность скольжения спусковых до­рожек следует выполнять плоской или кругового очертания.

Продольный уклон плоской поверхности сколь­жения спусковых дорожек должен определяться размерами и спусковым весом судов. Среднее значение уклонов спусковых дорожек следует. как правило, принимать при длине судна, м:

до 100              .............. 1:12-1:15

от 100 до 200  .............. 1:15-1:18

св. 200               .............. 1:18-1:20

Значения уклона хорды для стапелей кругового очертания следует принимать в пределах 1:14-1:20. Радиусы дуги спусковых дорожек в вертикальной плоскости могут быть от 2500 до 30 000 м. Стрелку дуги дорожек необходимо принимать от 0,20 до 1,25 м.

НАЛИВНЫЕ ДОК-КАМЕРЫ

14.12. Конструктивные решения элементов налив­ной док-камеры (заглубленной части, верхней ступени, ограждающих стен, нижней и верхней голов) должны обеспечивать безопасность выпол­нения подъемно-спусковых операций, отсутствие подтопления территории, организованный отвод воды, профильтровавшейся на территорию, недо­пу­щение возникновения обратного напора на стены при опорожнении док-камеры в процессе эксплуатации и ремонта.

14.13. Конструктивные решения верхней сту­пени, на которую устанав­ли­вается судно перед спуском или перед перемещением на горизонталь­ное стапельное место для ремонта, должны обес­печивать ее использование как стапельного места на период между подъемно-спусковыми опера­циями.

14.14. В качестве затворов нижней головы, как правило, следует применять двустворчатые, а верх­ней головы - откатные ворота.

Для ремонта порога и двустворчатых ворот нижней головы следует использовать шандорные заграждения со стороны заглубленной части и акватории.

КОМПЛЕКСЫ С ПЕРЕДАТОЧНЫМ ПЛАВУЧИМ ДОКОМ

14.15. Причал для плавучего дока должен быть оборудован судовозными путями, швартовными, отбойными и центровочными устройствами, метал­лическими опорными частями (при опирании плавдока непосредственно на причал), каналами и пунктами подключения промэнергопроводок.

14.16. Подводные опоры (мористые или бере­говые) следует возводить, как правило, на естест­венном основании. Использование свайного осно­вания должно быть специально обосновано.

При конструировании подводных опор следует учитывать возможные их осадки, возникающие в период эксплуатации плавучего дока.

ВЕРТИКАЛЬНЫЕ СУДОПОДЪЕМНИКИ

14.17. Ограждающие конструкции, образующие ковш вертикального судоподъемника, следует проектировать по типу причальных сооружений,

14.18. Опоры (фундаменты) под оборудование механических и гидравлических (с короткоходовыми домкратами) судоподъемников следует рас­полагать выше уровня воды. Они должны входить в состав ограждающих конструкций ковша. Опоры гидравлических судоподъем­ников с длинноходовыми домкратами следует располагать под водой и выполнять, как правило, в виде отдельных фундаментов на естественном или свайном осно­вании.

14.19. При расположении платформы вертикального судоподъемника в ковше, образованном несквозными ограждающими конструкциями, необ­ходимо предусматривать меры по закреплению дна ковша от размыва.

СЛИПЫ

14.20. Для двухъярусного поперечного слипа с трансбордером горизонтальные пути необходимо располагать ниже планировочной отметки террито­рии предприятия (в трансбордерной яме) .

14.21. Число и шаг расположения спусковых дорожек поперечного слипа должны определяться длиной расчетного судна и величиной нагрузки от спускового веса судна на 1 м длины с учетом конструктивных особенностей выбранного типа слипа и его оборудования.

Уклон спусковых дорожек должен определяться местными условиями площадки, спусковым весом судна и направлением спуска. Уклоны продольных слипов следует принимать, как правило, от 1:12 до 1:20, поперечных - 1:8.

14.22. В зависимости от нагрузок на спусковые дорожки и инженерно-геологических условий рельсовые пути следует проектировать либо на шпально-балластном основании, либо на железобетонных плитах или балках на естественном или свайном основании.

14.23. При выборе конструкции наклонных спусковых дорожек и способа их сооружения (подводный или насухо за перемычкой) следует учитывать условия эксплуатации слипа и возможность выполнения ремонтных работ по поддержанию подводной части слипа в состоянии, пригодном для нормальной эксплуатации.

14.24. Спусковые дорожки на горизонтальном и наклонном участках могут быть выполнены разной конструкции. При этом должно быть обеспечено сопряжение обоих участков с учетом разной жесткости оснований рельсовых путей.