12. ПОРТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ
12.1. Портовые сооружения (причальные, оградительные и берегоукрепительные) следует проектировать исходя из технологических требований, на основании которых устанавливаются компоновка порта, длина сооружений, отметки вертикальной планировки, нормативные эксплуатационные нагрузки и т. д.
12.2. Расположение портовых сооружений следует определять исходя из создания необходимой ширины территории и площади акватории порта, удобных водных, железнодорожных и автодорожных подходов, минимальных объемов земляных работ по созданию территории и акватории портов, оптимального баланса объемов выемки и насыпи, перспективы развития порта, геологических и других естественных и эксплуатационных условий в увязке с планировкой городской застройки.
12.3. Проектную навигационную глубину акватории порта следует назначать в зависимости от осадки расчетного судна и необходимых запасов.
Проектную навигационную глубину необходимо отсчитывать для внутренних водных путей - от расчетного наинизшего судоходного уровня воды, для морей - от отсчетного уровня.
12.4. Расчетный наинизший судоходный уровень воды (НСУ) следует, как правило, принимать не выше:
навигационного уровня с обеспеченностью, определенной по ежедневным данным за многолетний период (с учетом суточных колебаний на зарегулированных участках водных путей и в устьях ливных морей), для портов I и II категорий - 99 %, для портов III и IV категорий - соответственно 97 и 95 %;
проектного уровня воды на прилегающих участках водного пути с учетом перспективы его изменения, а на водохранилищах - уровня максимальной навигационной сработки.
Навигационный период следует устанавливать с учетом сроков навигации в корреспондирующих портах.
12.5. Отсчетный уровень для морских портовых акваторий следует назначать на основе многолетнего графика обеспеченности ежедневных уровней воды за навигационный период в зависимости от разности между уровнем 50 %-ной обеспеченности Н50% минимальным уровнем Нmin по табл. 2.
Таблица 2
Н50% - Нmin, см, для морей |
Обеспеченность, |
|
без приливов |
с приливами |
% |
До 105 |
До 180 |
98 |
125 |
260 |
99 |
140 и более |
300 и более |
99,5 |
Для промежуточных значений Н50% - Нmin отсчетный уровень определяется интерполяцией.
12.6. При изменении категории существующего порта допускается при соответствующем обосновании не изменять расчетные уровни воды или принятые в сооружениях, построенных ранее, отметки кордона и дна акватории у причалов.
12.7. При проектировании реконструкции портовых сооружений, связанных с увеличением глубин, повышением эксплуатационных нагрузок, следует использовать резервы несущей способности конструкций существующих сооружений.
12.8. При проектировании портовых сооружений в северной строительно-климатической зоне следует учитывать специфические особенности их работы: наличие значительных ледовых нагрузок, торошение льда, изменение характеристик грунта при его оттаивании и промерзании, а также возможность применения замораживающих устройств и использования льда и мерзлого грунта в качестве строительного материала.
12.9. Выбор типа и конструкции причального сооружения следует производить с учетом назначения причала, технологических требований, размеров территории и акватории порта, возможных способов производства работ и др.
12.10. Отметку территории причала у кордона следует определять в зависимости от категории речного порта, уровней воды и ледохода, с учетом назначения, рельефа прилегающей территории, ожидаемого изменения уровня воды, применяемого технологического оборудования и пр.
На свободных реках, как правило, отметка территории грузовых причалов назначается не менее уровня пика половодья с ежегодной вероятностью превышения, %, для портов:
I категории ............. 1
II и III категорий .... 5
IV категории ........... 10
На водохранилищах отметка территории причала у кордона должна быть не ниже указанной и не менее чем на 2 м выше НПУ, при этом она, как правило, должна быть не менее чем на 0,2 м выше отметки наивысшего уровня ледохода, установленного наблюдениями за последние 50 лет с учетом заторных явлений.
12.11. При проектировании причальных сооружений следует предусматривать прокладку инженерных сетей, устройство пожарных проездов, установку колесоотбойных брусьев, стремянок, рымов, отбойных и швартовных устройств, покрытие территории с отводом поверхностных вод, крепление дна и пр.
Для причалов, на которых не устанавливается крановое перегрузочное оборудование (паромных переправ, причалов тяжеловесов, нефтепричалов и др.), следует предусматривать конструктивные мероприятия и устройства, обеспечивающие нормальную их эксплуатацию при изменении осадки судна и колебаниях уровня акватории.
Устройства для закрепления плавучих причалов должны обеспечивать безопасную швартовку судна при переменных уровнях воды.
12.12. При расчетной высоте волны, превышающей допустимую для перегрузочных работ, определяемую по СНиП 2.06.04.82, необходимость устройства оградительных сооружений следует определять на основе технико-экономических расчетов.
Для причалов, на которых не производятся перегрузочные работы, а также в портах-убежищах допустимая высота волны может быть увеличена на 50 %.
Допустимую высоту волны у причалов паромных переправ следует принимать 1,0 м, на акваториях, предназначенных для отстоя лихтеров, - 0,75 м, для грузовых операций с лихтерами - 1,5 м.
12.13. При проектировании оградительных сооружений следует обеспечивать:
расположение продольной оси оградительного сооружения под углом к фронту расчетного волнения;
угол между осью входа на акваторию и направлением штормовых ветров и волн не более 45 ;
угол между осью входа и общим направлением береговой линии не менее 30°;
ширину входа не менее длины расчетного судна или состава (при наличии судоходного канала расчетная ширина входа может быть уменьшена);
предотвращение проникания и аккумуляции льда на акватории порта;
требуемую глубину акватории на входе с учетом заносимости;
устойчивость основания и берегового примыкания от размыва.
12.14. Отметку верха парапета оградительного сооружения следует назначать на 0,5 м выше вершины расчетной волны с учетом ветрового нагона.
При швартовке судов с внутренней стороны оградительного сооружения для производства грузовых и пассажирских операций отметку верха парапета следует назначать из условий недопущения заплесков.
12.15. Габариты головного участка оградительных сооружений следует определять расчетом с учетом эксплуатационных требований (размещения портовых огней, маяков, служебных помещений и причалов для служебных катеров) и отделять его от основной части сооружения деформационно-осадочным швом.
12.16. Конструктивные типы оградительных сооружений и основные условия их применения приведены в рекомендуемом приложении 9.
При проектировании берегоукрепительных сооружений следует руководствоваться указаниями разд. 9.