СНиП 2.06.01-86 ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ - Каналы общие требования

Содержание материала

8. КАНАЛЫ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

8.1. Выбор трассы, параметров, типа канала должен быть обоснован сопоставлением вариантов с учетом пропускной (судопропускной) способ­ности, объемов работ, потерь воды и напора, преду­сматриваемого оборудования, обеспечения безопас­ности судоходства, затрат на его эксплуатацию, требований охраны окружающей природной среды.

8.2. Каналы следует располагать в выемке или в полувыемке-полунасыпи. Трассирование каналов в насыпи допускается только на отдельных участ­ках при специальном обосновании. Радиусы за­кругления на трассе каналов следует назначать с уче­том недопущения размывов и обеспечения воз­можности пропуска судов, льда и шуги.

8.3. Для каналов следует предусматривать меро­приятия по защите от подтопления и заболачивания территории вдоль трассы, а также от зарастания каналов водной растительностью.

8.4. При проектировании каналов в сложных условиях (в просадочных, пучинистых, набухаю­щих грунтах и в грунтах, содержащих легко и среднерастворимые соли, на оползневых скло­нах, а также в местах возможного пересечения трассы канала селевым потоком) следует учиты­вать возможные изменения характеристик грун­тов в процессе эксплуатации и в случае необходимости предусматривать специальные конструктивные и технологические мероприятия.

8.5. Скорости воды в каналах следует назначать на основе расчетов или экспериментальных иссле­дований, как правило, по условию незаиляемости и неразмываемости их русла, с учетом переменного расхода воды, необходимости предотвращения ледо­вых и шуговых заторов и зажоров, забивки мусо­ром и увеличения шероховатости дна и откосов вследствие зарастания водной растительностью и об­растания ракушкой.

8.6. Для защиты дна и откосов каналов от размы­ва и механического повреждения, а также умень­шения потерь на фильтрацию следует предусматри­вать устройство крепления и противофильтрационных элементов.

8.7. Заложение откосов каналов в любых грунтах должно быть обосновано расчетами их устой­чивости.

8.8. При проектировании каналов следует пре­дусматривать наносозащитные инженерные соору­жения или увеличение размеров канала на величину уменьшения его размеров за период между дноуглу­би­тельными работами.

8.9. Превышение гребня ограждающих дамб и бровки берм над наивысшим уровнем воды в кана­ле следует принимать в зависимости от его назна­чения, рода облицовки, расхода воды, высоты вет­ровой и судовой волн. Ширину гребня дамб и берм следует назначать исходя из требований эксплуата­ции с учетом условий производства работ.

8.10. При проектировании каналов следует рас­сматривать необходимость разделения каналов по длине на отдельные отсеки с устройством аварийно-ремонтных затворов и водосбросных сооружений для опорожнения отсеков. При соответствующем обосновании допускается устраивать одно водо­сбросное сооружение на несколько отсеков. Длину отсека необходимо назначать с учетом природных условий и эксплуатационных требований.

8.11. При проектировании каналов следует рассматривать целесообразность использования боко­вой приточности из постоянных водотоков, пересе­кающих трассу каналов.

При заборе воды из постоянного водотока необ­ходимо обеспечивать сохранение санитарных расхо­дов воды в нем.

8.12. В необходимых случаях следует учитывать возможность образования шуги и ледяного покрова на всей длине канала или его отдельных участках и рассматривать условия пропуска зимних расхо­дов, обеспечивая при этом оптимальные условия эксплуатации на период ледостава и вскрытия ледяного покрова.

Ледоход по каналам, как правило, не допуска­ется.

В необходимых случаях следует предусматривать мероприятия по предотвращению завалов каналов снегом.

8.13. Вдоль каналов следует предусматривать, как правило, устройство служебных (автомобиль­ных) дорог для контроля состояния канала и соору­жений на нем, а также ограждений в районах насе­ленных пунктов.

8.14. Каналы следует, как правило, предохра­нять от разрушения дождевыми и талыми водами.

8.15. При пересечении трассы канала дюкерами и другими подземными сооружениями следует преду­сматривать мероприятия, гарантирующие эти соору­жения от повреждения якорями судов, дноуглубительными снарядами и т. п.

КАНАЛЫ КОМПЛЕКСНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

8.16. Проектирование каналов комплексного водохозяйственного назначения следует производить на основе прогноза потребности в воде надлежащего качества для отраслей народного хозяйства в райо­нах, намечаемых к обслуживанию каналом.

8.17. При использовании боковой приточности из постоянных водотоков необходимо соблюдать следующие условия:

качественные показатели воды в створе водоза­боров должны соответствовать нормативным тре­бованиям;

количество твердого стока и его фракционный состав должны соответствовать транспортирующей способности канала.

8.18. Гидравлический расчет каналов необходимо производить с учетом нестационарных режимов, возникающих при изменении расходов и уровней воды, а также вызываемых ветровым нагоном, ветровыми волнами и волнами перемещения, обра­зующимися при маневрировании затворами регу­лирующих гидросооружений, агрегатами насосных станций, судоходных шлюзов.

8.19. В местах расположения водозаборных со­оружений на каналах следует рассматривать целе­сообразность устройства регулирующих водохрани­лищ.

8.20. На участках трассы каналов с неблагопри­ятными топогра­фи­чес­кими условиями (изрезанным рельефом местности), а также при наличии легкоразмываемых или просадочных грунтов следует рассматривать целесообразность устройства лотка.

СУДОХОДНЫЕ КАНАЛЫ

8.21. При проектировании судоходных каналов наряду с требованиями данного раздела следует учитывать требования пп. 13.1 и 13.2. Расчетные уровни и габариты судоходных каналов следует устанавливать в зависимости от расчетного судна и структуры планируемого судопотока в соответст­вии с обязательным приложением 7. Как правило, следует предусматривать двустороннее движение судов.

8.22. Якорные стоянки для судов необходимо предусматривать на прилегающих к каналу аква­ториях.

8.23. При проектировании подходных каналов судостроительных и судоремонтных предприятий необходимо учитывать специфические особенности условий их эксплуатации (малые протяженность, интенсивность использования, скорости перемеще­ния судов и плавобъектов по каналу; возможность ожидания судостроительными и судоремонтными предприятиями благоприятных погодных условий и уровней воды для прохода плавсредств и пр.).

8.24. Для судов и плавобъектов, резко отличаю­щихся по своему назначению, форме и конструкции, проектирование подходных каналов следует выпол­нять по индивидуальным техническим условиям, утвержденным в установленном порядке.